История о чрезмерном потреблении и экоактивизме со звездами французского кино.
В черную пятницу группа экоактивистов пытается привлечь внимание общественности и разбудить совесть граждан, готовых в очередной раз упасть в омут потребления. Альберту (Пио Мармай) и Бруно (Джонатан Коэн) сложно понять идеалы борцов за экологию. Мужчин волнует другая проблема — огромные долги по кредитке. Герои едва сводят концы с концами и надеются, что банк одобрит списание их долгов. Приятели случайно оказываются на встрече активистов и понимают, что благодаря новым друзьям можно неплохо заработать: члены движения собирают у людей ненужный хлам, а Альберт и Бруно забирают ретро-вещицы себе для продажи. Бедняки могли и дальше продолжать притворяться защитниками окружающей среды ради собственного заработка. Но Альберт влюбляется в главу группы по прозвищу Кактус (Ноэми Мерлан)
«Шопоголики» — фильм Оливье Накаша и Эрика Толедано. Именно этот творческий союз создал известные комедии «1+1» и «Особенные». Чаще всего в центре картин режиссеров оказывается яркий дуэт. В «Шопоголиках» эта участь досталась обедневшим мужчинам, которые вместе ищут выход из бездны долгов. Дружба Альберта и Бруно — лучшее, что есть в картине. Пожалуй, Накаш и Толедано уже набили руки в написании эксцентричных и забавных мужских персонажей. Во время совместных сцен мошенников у картины появляется шанс удержаться на плаву, а у зрителей — досмотреть историю до конца.
Но злоключения Альберта и Бруно занимают меньше половины повествования. Чересчур перегруженные «Шопоголики» словно бы уместили в себя сразу несколько фильмов: комедию о жертвах кредиток, сатиру об экоактивизме и мелодраму о спасительной силе чувств. Громоздкий сюжет не пошел картине на пользу: ни одна линия не выглядит завершенной и цельной. В одну минуту авторы критикуют капитализм, в другую — и вовсе насмехаются над добровольными ограничениями активистов, гиперболизируя минималистический образ жизни. А чуть погодя на экране уже разворачивается неровная история любви, которой не веришь ни на секунду. Кажется, у Ноэми Мерлан впервые нет экранной химии с партнером по площадке: привязанность Альберта к Кактус притянута за уши, а сама девушка порой выглядит как живой сборник клише об экоактивистках.
«Шопоголики» рассказывают историю людей, которые потратили все деньги и потеряли доверие близких. Завязка и встреча с защитниками окружающей среды предполагают личностный рост героев. Но зритель не видит внутреннего развития персонажей, которым с каждой сценой все сложнее сопереживать. Финал наступает тогда, когда по всем законам жанра должно произойти переосмысление собственных поступков, а не танцы влюбленных. Но авторы не стремятся довести все сюжетные линии до конца. Быть может, в этом кроется желание оставить картину максимально легковесной. Но, согласитесь, даже комедии иногда необходим небольшой драматический накал.
«Шопоголики» могли стать теплой картиной о дружбе двух парижан, братьев по несчастью. Но беспорядочное повествование отвлекает зрителей от основной линии и не дает героям возможности раскрыться как следует. Но, несмотря на недостатки, ставить крест на работе Оливье Накаша и Эрика Толедано все же не стоит. Разговоры о глобальном потеплении никогда не будут лишними: даже в те моменты, где сатира преобладает над серьезностью проблемы, может возникнуть желание устроить сортировку мусора. А акции и лозунги активистов способны заставить особенно впечатлительных зрителей опустошить корзину от ненужного барахла на онлайн-маркетах перед черной пятницей. Кажется, это уже что-то.