Казахский неовестерн, ревезионистски пересобирающий основы жанра.
Во время беспорядков в деревне Тамара (Анна Старченко) потеряла сына Тимку, женщина сама не сможет его найти: сознание давно помутилось из-за тяжелой психологической травмы, она может только повторять пару слов о ребенке. Когда Тома приходит в полицию, то обнаруживает, что отделение захватили бандиты и перебили всех служителей порядка, остался лишь осведомитель и предатель по прозвищу Брайюк (Берик Айтжанов). Он обещает помочь женщине, в ответ она спасает мужчину от пуль врагов — никакое оружие не может навредить Томе и ее близким.
Адильхан Ержанов — главный режиссер казахского кинематографа, выпускающий каждый год по одной-две картины. Ержанов рисует уникальный портрет родной страны: у кинематографиста своя мифология, переходящие из фильма в фильм герои, мотивы и визуальные приемы. В «Степном волке», частично основанном на романе Германа Гессе, автор почти полностью отказывается от фирменных цветовых акцентов (желтые и синие пятна), мир на экране состоит теперь из грязевой палитры казахских пустошей и багровых рек крови. В предыдущих произведениях Адильхана Ержанова было место обычной городской жизни (например, «Бой Атбая»), пейзажи в «Степном волке» близки к постапокалиптическим: только одни равнины, сгнившие корпуса машин, редкие обшарпанные дома и аванпосты. Одно из главных художественных и идейных вдохновений для режиссера — американский поствестерн (и его идеолог Сэм Пекинпа). Нет больше шерифа, спасающего людей от набега коренных или бандитов, все обращено в хаос, вооруженные мужчины посреди безлюдных пустынь убивают друг друга ради денег или из мести. Брайюка интересует второе — его жену и дочь сжег глава мафии Таха, также известный тем, что продает детей на органы. Поэтому казахский «Рэмбо» устраивает кровавый поход, находясь под защитой «святой» Томы.
Пафосный сюжет в жанре экшен Адильхан Ержанов ревизионистски пересобирает, иногда все же наслаждаясь китчевостью клише (едущих на машине Тому и Брайюка даже гранотомет не берет). Так типичные герои боевика — немногословный, суровый мужчина и женщина в беде — у Ержанова уравниваются, они в одинаковой степени травмированы. Она — жертва сексуального рабства, пережитый безумный стресс вылился в фиксацию и заикания, а у него, наблюдавшего за страшной смертью близких, — в агрессию. При этом Брайюк также не умеет говорить о потере любимых, скорее начинает мычать. Адильхан Ержанов разрушает образ «героя-победителя», потому что не видит в его жестокости и желании отомстить ничего возвышенного. Экранное насилие у Ержанова — это не аттракцион для зрителя, а повод поговорить о людской природе. Еще в работе «Черный, черный человек» режиссер показал, как обыденно происходит погружение во тьму и как оттуда тяжело выбраться на свет. Но если в той картине журналистка Ариана (Динара Бактыбаева) была светочем правды и напоминала полицейскому о долге, то в «Степном волке» уже нет места добру — об этом говорят сидящие у костра Тома и Брайюк. Их мир настолько пуст, что остались только физические импульсы и базовые желания (как по Фрейду: убивать и заниматься сексом). Легкого выхода из тяжелой ситуации автор не предлагает — нельзя пулевое ранение лечить подорожником. Надо сломать порочное колесо зла, уничтожить тех, кто его порождает, — даже если этот человек и есть ты сам.