
Просроченная подростковая дистопия об обществе уродов и людей.
В начале нулевых годов американо-австралийский писатель-фантаст Скотт Вестерфельд выпустил книжный цикл под названием «Мятежная», лейтмотивом которого стала борьба человечества будущего за индивидуальность. Как и многие другие авторы в жанре янг-эдалт литературы (Вероника Рот, Джеймс Дэшнер, Стефани Майер), Вестерфельд во многом строил повествование на широко известных и любимых читательской аудиторией штампах. В его романах очумелые подростки бунтовали против несправедливости взрослого мира, жертвовали собой ради высшей цели и, конечно, побеждали — правда, не без тяжелых потерь. От того же «Дивергента» «Мятежную» отличала остросоциальная концепция — в вымышленной вселенной Вестерфельда люди решали мировые проблемы путем вынужденного отказа от естественности, пластической хирургии и последующей лоботомии: пресловутого «счастья для всех», которое опять не сработало. «Уродина» и последующие романы из цикла «Мятежной» были очень популярны и даже получили премию Американской ассоциации библиотекарей. И тем не менее лучшие времена для подростковых дистопий в кино давно прошли — о чем красноречиво говорят скромные сборы недавнего приквела «Голодных игр». Запоздалый выпуск «Уродины», даже с учетом внушительной фанбазы оригинального романа, кажется не самой удачной стратегией платформы Netflix, которая не славится особо удачным качеством подростковых экранизаций («Будка поцелуев»). Участие в адаптации МакДжи («Ангелы Чарли») бросает на проект лишь больше тени.
Сюжет «Уродины», как можно догадаться, разворачивается в мире далекого будущего, который погрузился в нескончаемый хаос. В надежде избавиться от «нефтяной иглы» человечество решает качать энергию из орхидей, национальная рознь и геополитические конфликты сокращаются путем так называемых «операций красоты». В возрасте 16 лет каждый человек на планете получает возможность навсегда избавиться от врожденных недостатков и, соответственно, комплексов, порождающих внутренние конфликты. Главная героиня — Талли Янгблад (Джои Кинг) — с нетерпением ждет преображения, больше всего ее беспокоят косые глаза. Ситуация меняется, когда лучший друг Талли Пэрис (Чейз Стоукс), или Шнобель, неожиданно отдаляется от нее после операции. Девушка понимает, что вместе с лицом врачи «усовершенствовали» личность Пэриса, который больше не похож на самого себя.
Красота и путь к совершенству в той или иной степени стали главными кинотрендами 2024 года. И пока Деми Мур ищет эликсир вечной молодости в «Субстанции», Кейт Хадсон становится косметологическим гуру в «Ракушке», а Элизабет Бэнкс теряется в бесконечных бьюти-трендах в «Уходе за кожей», Джои Кинг страдает от надуманных комплексов в «Уродине». Вероятно, один из самых главных минусов нового фильма Netflix заключается в его абсолютной нереалистичности, достигнутой посредством плохого грима и дешевого CGI. Лукистская вселенная Вестерфельда воспевает человеческую красоту как единственную силу, способную противостоять внешнему насилию и в то же время ломающую людей изнутри. Однако в упаковке конвенционально привлекательных актеров, которые после операции походят на инопланетян, пропущенных через гламурный фильтр в «ТикТоке», сакральный смысл «Уродины» теряется. По иронии судьбы философские идеи об индивидуальности и принятии себя оказываются разбиты о нерушимые скалы голливудского лицемерия. Возможно, именно по этой причине на адаптацию романа потребовалось целых 20 лет — однако даже этого периода оказалось недостаточно, чтобы очистить медиа от собственных фальшивых идеалов.
Другой очевидно слабой стороной фильма стала режиссура МакДжи, который как будто навечно завис на этапе «Ангелов Чарли». В визуале и саунд-дизайне «Уродины» явно чувствуется просроченный привкус нулевых, особенно кощунственным кажется выбор дабстепа в качестве саундтрека. На мифологию Вестерфельда МакДжи, как и продюсеры Netflix, смотрит сквозь пальцы, осознанно упуская важные части сюжета в пользу динамического экшена. Полеты на лонгбордах в лучших традициях «Назад в будущее» — самая симпатичная и одновременно самая необязательная сцена фильма, которую вполне можно было отправить в монтажный утиль и добавить немного лора. Однако постоянные попытки МакДжи увильнуть от соприкосновения с сюжетом выдают в нем режиссера, элементарно не способного работать в условной реальности, в отличие от тех же Терри Гиллиама и Тима Бёртона, которые из своих вымышленных миров не вылезают. Для жанра фантастической дистопии выбор подобного автора сродни смертельному приговору, а отсутствие проработанной концепции — буквально крест на всей франшизе. И, несмотря на то что «Уродина» была снята с явным заделом на продолжение, открытая концовка фильма — всего лишь одно из очередных продюсерских обещаний, которому никогда не суждено сбыться.