Ничем не удивляющее, но наглядное исследование разрушительной силы обмана.
На выходные 18-летняя Лизон (Капюсин Вальмари) приезжает в гости к отцу Александру (Хосе Гарсия), который живёт в просторном доме в горах вместе со второй женой Жюльеттой (Офелия Колб) и семилетним сыном Дарьюсом (Зефир Элис). Поздним вечером муж узнаёт об измене жены, супруги ссорятся. Лизон услышала перебранку отца и мачехи. Жюльетта пешком уходит из дома, Александр едет за супругой на машине. Жена в свете фар оступается на обочине горной дороги, падает в овраг и насмерть ударяется головой о камень. Супруг возвращается домой и собирается поехать в жандармерию, но тут начинается сильный дождь, река выходит из берегов. Александр решает сделать вид, что не знает, что случилось с женой, и подаёт заявление об исчезновении Жюльетты.
Постановщица Анн Ле Ни больше известна как актриса. В её послужном списке второстепенные роли в «Тихом омуте», «Разводе по-французски» и «1+1». В качестве режиссёрки Ле Ни работала над малоизвестными проектами — комедией «Гости моего отца» и драмой «Корнуэль». Конечно, ни о каком ярко выраженном авторском почерке говорить нельзя, «Водоворот лжи» — первый триллер в карьере.
Менее двух месяцев назад победителем Каннского фестиваля стала «Анатомия падения» Жюстин Трие, сюжетной завязкой очень напоминающая «Водоворот лжи». История тоже начинается со смерти в шале посреди Альп. Только если Трие раскручивает действие в обратном направлении, флешбэками раскрывая проблемы в браке двух писателей, и выводит историю на экзистенциальный уровень, то Анн Ле Ни выстраивает последовательную хронологию событий. В «Водовороте лжи» измена жены подана как данность, никаких предпосылок разлада супругов не даётся. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» тщательно исследует институт брака и соединяет судебную драму с семейным триллером. «Водоворот лжи» устроен много проще, это чисто жанровое кино от начала и до конца.
В то же время пусть никакими художественными изысками картина похвастаться не может, но фильм не провисает ни на минуту и держит достойный темп. «Водоворот лжи» построен по принципу детективного поджанра howcatchem: зритель сразу знает, что случилось с Жюльетт, так что интрига заключается в том, сможет ли Александр списать смерть жены на ливень и наводнение или же начнётся расследование убийства.
Отец просит дочь врать, поскольку боится, что жандармы не поверят его показаниям. В «Водовороте лжи» наиболее интересно наблюдать за отношениями Александра и Лизон. Отец умело манипулирует дочерью, убеждая, что Дарьюсу может грозить чуть ли не детский дом, хотя у ребёнка есть дедушка и бабушка. Картина Ле Ни предлагает конкретные мотивации героев: Александр не хочет связываться с жандармерией и бросать тень на себя и бизнес, даже если не виновен, а Лизон не желает отцу тюрьмы.
Естественно, одна ложь тянет за собой другую, так что выпутаться из клубка вранья невозможно. Важную роль в развитии сюжета играет отец погибшей Патрик (Андре Дюссолье). Седовласый мужчина сразу же чувствует, что в истории что-то не так, и психологически атакует внучку. Сценаристы довольно искусственно сталкивают в одном доме Александра, Лизон и родителей погибшей. Атмосфера трагедии дополнительно давит на страдающую из-за лжи девочку-подростка, глазами которой аудитория следит за развитием событий.
Показательно, что режиссёрка Анн Ле Ни играет роль капитана жандармерии, расследующей смерть Жюльетты. Схожий трюк в фильмах про Пуаро проворачивает Кеннет Брана — постановщик и сыщик в одном лице стремится к правде и выступает источником мудрости. Пока возможные преступники лгут, пытаясь замести следы, опытные детективы давно знают, что на самом деле произошло. От Ле Ни, как и от Браны, не утаить правду.
«Водоворот лжи» оказывает на зрителей терапевтическое действие: это простой по сюжету фильм, в котором всё тайное становится явным. В сюжете нет никакого второго дна или умопомрачительных загадок. Фактически получился фильм скорее телевизионного формата, не зря в России картина Ле Ни даже не выходила в прокат, а сразу появилась в онлайн-кинотеатрах. Поклонники детективов и триллеров могут остаться довольными, поскольку магическим образом «Водоворот лжи» держит в напряжении и развивается без лишних пауз. Но несколько странно видеть фильм, сводящийся к басенной морали: врать плохо. С другой стороны, картина переносит зрителей в идеализированную реальность, в которой нет несправедливости и честность оказывается важнее семейных уз. Наверное, таким хотела бы видеть мир режиссёрка Анн Ле Ни.