Усыпляющая история любви с чудовищной концовкой.
Недалекое постапокалиптическое будущее. Земля находится на грани экологической катастрофы: глобальное потепление вызвало на планете вечную засуху, большая часть жизненно важных ресурсов исчезла навсегда. Благодаря резкому скачку технического прогресса человечество начало колонизировать другие пригодные для существования космические объекты. Главные герои — супружеская пара Генриетта (Сирша Ронан) и Джуниор (Пол Мескал) — живут на отдаленной ферме, посреди пустыря, где когда-то простирались пшеничные поля. Однажды в их дом приходит Терренс (Аарон Пьер) — представитель правительственной корпорации, которая набирает людей на борт нового космического спутника, занимающегося расселением людей. Он предлагает Джуниору годовой контракт, который обеспечит его семье безбедное существование. Генриетта же получает временную замену мужа в лице андроида с его внешностью и воспоминаниями.
Научно-фантастический релиз режиссера Гарта Дэвиса, автора оскароносной биографической драмы «Лев» с Девом Пателем, поначалу выглядел как идеальный задел на еще один «Оскар», если не в актерской номинации, то хотя бы в сценарной. В основу «Врага» легло одноименное произведение Иэна Рида, написанное в 2018 году. Книга в свое время получила множество литературных почестей, в частности выиграла престижную премию Брэма Стокера.
Предыдущая экранизация Рида — эпистолярный роман «Думаю, как все закончить», срежиссированный голливудским вундеркиндом Чарли Кауфманом («Адаптация»), — была очень тепло принята прессой, но в наградном сезоне заявила о себе скромно. Важно понимать, что язык Иэна Рида художественно скуп и сложен для построения визуальных метафор. При этом оба его произведения имеют достаточно тяжеловесный интеллектуальный бэкграунд, который никогда не выражается напрямую. Кауфман существенно переработал Рида, добавил в фильм анимацию и даже музыкальную сцену, чтобы хоть как-то компенсировать недосказанность. Гарт Дэвис, постановщик куда более бесхитростный, решил снять «Врага» максимально близко к тексту, не пытаясь вникнуть в какие-то глубинные смыслы, заложенные писателем. В итоге фильм получился крайне небогатым на эмоции и диалоги — большую часть времени персонажи Ронан и Мескала не выражают ровным счетом ничего, что достаточно губительно для актерского потенциала обоих. Первая половина «Врага» выглядит как затянувшаяся экранизация среднестатистического семейного кризиса, основная суть которого подается лишь полунамеками: Джуниор ведет себя странно и непредсказуемо, Генриетта закрывается в подвале и играет на фортепиано, загадочно перемигивается с Терренсом, плачет в подушку. Довольно быстро становится понятно, что зрителей готовят к разрывному катарсису, так называемому шьямалановскому плот-твисту, который заставит пересмотреть все происходящие события с нового ракурса.
Но почему-то именно в кульминации Гарт Дэвис внезапно вспоминает, что снимает не только антиутопию, но и мелодраму, яростно раскатывает эмоциональный клубок, в конце концов уходит в откровенную манипуляцию и заставляет всех вокруг чувствовать себя виноватыми. В оригинальном романе Рида понять, кто кому враг на самом деле, непросто, в экранизации Дэвис кладет полный груз ответственности на плечи Джуниора, выставляя его то ли домашним тираном, то ли опустившимся неучем. Забавно, что фем-контексты, которые всплыли к финалу «Врага», ни разу не были упомянуты в книге и кажутся лишними, в первую очередь потому, что смещают фокус внимания с основной проблемы ленты — эксплуатации искусственного интеллекта. Создается впечатление, что Дэвис просто заранее ушел от рискованной темы — снять второй «Искусственный разум» все равно не получится, на поле романтизации человеческих страданий он играет куда лучше.
И все же рейтинг 23% на агрегаторе Rotten Tomatoes даже для «Врага» кажется чрезмерно строгим наказанием от критиков — фильм как минимум завораживает поэтическими кадрами постапокалиптической обыденности. Впрочем, даже эту победу сложно записать на счет Дэвиса, поскольку визуальной красотой фильма заправляет не он, а венгерский оператор Матьяс Эрдели, доказавший свой непоколебимый талант в оскароносной драме «Сын Саула».