Фильм был выдвинут от Южной Кореи на соискание премии «Оскар», но не прошел в номинацию.
Многокилометровые пласты земли выворачиваются из земной тверди, все здания в округе разрушены, всюду трупы — в Сеуле случилось землетрясение. Или даже во всей Южной Корее. Или даже во всём мире — зритель, как и герои фильма, масштабов бедствия не видит, режиссёр не выпускает за пределы единственного в обозримом пространстве уцелевшего жилого комплекса. Мир сжался до пределов многоэтажки, и, конечно, она в ту же минуту становится моделью для демонстрации всевозможных концепций обустройства общества.
Антиутопий об изолированных от мира домах, жители которых постепенно вырождаются кто в рабов, а кто в номенклатуру, снято уже немало — самой заметной в последнее время была «Высотка» Бена Уитли. В прошлом году в российский прокат выходила «Мгла» Гийома Никлу. Если не зацикливаться на форме жилья, то идеально вписываются в ряд «Сквозь снег» Пона Джун-хо и «Платформа» Гальдера Гастелу-Уррутии. «Бетонная утопия» Ома Тхэ-хва выгодно отличается от всех вышеперечисленных картин, с одной стороны, прямолинейностью концепта, а с другой — неоднозначностью посыла.
«Бетонная утопия» не тратит хронометраж на экспозицию, землетрясение случается спустя несколько секунд после начала фильма, соответственно, и обустройство социализма в отдельно взятом жилом комплексе начинается с первых же минут, полностью оправдывая название картины. Главными героями утопии становятся молодожены Мин (Пак Со-джун) и Монг (Пак По-ён). Однозначно положительные, гораздо более сердобольные, чем большинство соседей, они не проходят через ад, но наблюдают за всеми его стадиями, будто волнами, накрывающими жильцов.
Про других же обитателей дома сказать что-то хорошее сложнее, но не то чтобы невозможно. Больше прочих внимание привлекает Ёнг-так (Ли Бён-хон): оказавшийся в доме случайно мужчина волей судьбы избран лидером. Явный харизматик, он уверенно ведёт подопечных к максимально возможному в сложившихся обстоятельствах процветанию, нередко перегибая палку в отношении несогласных, постепенно сводя всё к диктатуре. Однако вслед за иллюстрированием ужасной тирании режиссёр Тхэ-хва показывает не светлое будущее, а ещё более жуткую картину крушения той самой тирании, под обломками которой одинаково мёртвыми лежат и тиран, и жертва, максимально далёкие от воображаемого счастья.
Любая система порочна по умолчанию, жизнь же вне системы невозможна. Если зрителя и подводят к выводам, то только самым неутешительным, равносильным отсутствию морали как таковой. Любой вариант спасения должен быть в первую очередь индивидуальным, максимально независимым от внешних факторов, герои выживают только благодаря тому, что в последний момент отказываются вставать на чью-либо сторону и выбирают себя.
«Бетонная утопия» не только вошла в десятку самых кассовых проектов прошедшего года в Южной Корее, но и была отправлена на соискание «Оскара» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Впрочем, в шорт-лист картина не попала и, наверное, не могла попасть. При всём обилии подтекстов, лента Ома Тхэ-хва остаётся b-movie — жанровым квестом о выживании в руинах. Вероятно, таким же вышел и сиквел: пока российский прокат только готовится принять «Утопию», на Netflix уже вышел другой фильм из той же вселенной — «Охотники пустошей» в формате прямого как палка боевика рассказывает ту же историю за пределами уцелевшего дома. И кто знает, возможно, к началу 2025 года франшиза расширится третьей картиной, в конце концов веб-комикс, по мотивам которого и был написан сценарий «Бетонной утопии», выходит до сих пор.
Мрачно, цинично, не хотелось бы думать, что с людей так быстро слетит цивилизованность и гуманизм, но вообще похоже на правду(((