Как педагог с проблемами с агрессией пытается найти общий язык с подростками.
Массовое российское кино продолжает поражать гротеском: трагедии тянутся к тени отца Гамлета, но неуклюже превращаются в комедию. В фильме Ольги Акатьевой «Я делаю шаг» тяжело не усматривать дополнительный контекст в страхе главного героя — учителя русского языка и литературы Сан Саныча (Сергей Новосад), который никак не может смириться со своей природой.
Саша закончил престижный университет, но педагогом становиться не собирается, потому что с детьми работать не желает. Еще он только после получения диплома выяснил, что учился по специальной квоте и теперь обязан либо проработать пять лет в одной школе, либо откупиться. Все потому, что Саша не прочитал договор. Еще несметное количество странных оказий случилось с ним по причине дислексии — специфического расстройства, при котором «буквы и символы воспринимаются иначе». Проще говоря, читать и писать герой не умеет и всеми силами это скрывает.
По заветам жанрового кино главному герою предстоит себя перебороть: ему в классное руководство достается разношерстный 9 «Б», найти общий язык с которым можно только через торг. Поэтому новоиспеченный преподаватель заключает с подростками пари: дети участвуют в литературной олимпиаде и на выигрыш едут за границу, а Сан Саныч не портит им аттестаты в конце года.
Кинематограф повидал достаточно историй о страшной тайне, раскрытие которой может стоить карьеры, личной жизни и здоровья. Когда Сан Саныч шифруется, пытается исправить свою природу с врачом (безысходно) и никак не может представить себя полноценным членом общества, создается ощущение, что скрывает он не дислексию, а ориентацию — с таким надрывом создатели фильма преподносят маленький секрет.
Количество необъяснимых мотивов и действий, оправдать которые можно с натяжкой, создают ощущение, будто создатели замахивались на полноценный блокбастер, но промахнулись в мелодраму. Спекуляция продолжается сразу по нескольким фронтам: вышедшая в год учителя и наставника картина пытается обелить преподавателя, заигравшегося в тирана из-за личных травм и срывающегося на неприветливых учеников.
Если оценить весь педагогический состав фильма, не найдется ни одного положительного образа. Бывшая возлюбленная главного героя Катя (Милана Бру) подставляет Сашу ради собственной выгоды, а потом до того неприятно скалится, будто перепутала телевизионное шоу с театральной сценой. Первая учительница, а теперь главная соперница в лице Равшаны Курковой когда-то грозилась сдать маленького Сашу в детдом и спустя годы никак не может простить проигранную медаль. Сам Сан Саныч тоже далеко не лучший пример педагога: он крушит самодельный пандус при входе в травмпункт, что показывает не только зашкаливающую агрессию, но и удивительный эгоизм.
В какой-то момент неприязнь к героиням начинает зашкаливать, и в голове звенит диссонанс: зачем женщине-режиссеру создавать примитивно сексистские образы? Последним гвоздем в крышке гроба фильма становится Оля (Анастасия Талызина), которая всю жизнь любит Сашу, но вышла замуж за появившегося на две минуты Дениса Шведова. Выясняется, что ей поставили «пару синяков» в целях профилактики, и стоит Саше заикнуться об этом, случается странное: Оля заявляет, что тот ничего не понимает и домашний тиран — ее единственная возможность нормально существовать. Завершается ли эта линия чем-то адекватным? Едва ли — с детства влюбленные герои целуются на закате и подрывают завещанные классиками русской литературы морали.
Картина завершается высокопарным рассуждением о призвании, социуме и необязательности победы. По законам жанра все кончается хорошо, но обрывисто и авансом: Сан Саныч продолжает бежать по набережной навстречу какому-то светлому будущему, о планах на которое зрителю не заявляют. Напускному героизму не помогает даже Сергей Новосад, по-есенински справляющийся с ролью учителя литературы. У нас не всплывают воспоминания об учительнице первой и родной и не открывается второе дыхание. Возможно, мы просто не так поняли символы.