Достойная внимания экранизация одноименного бестселлера Сары Перри — с Клэр Дэйнс и Томом Хиддлстоном в главных ролях.
Конец XIX века, викторианский Лондон. Кора Сиборн (Клэр Дэйнс) только что похоронила абьюзивного мужа. Вдова не особенно понимает, что именно чувствует — то ли горе, то ли облегчение, но уверена, что стоит вернуться к увлечению палеонтологией. Когда возникают слухи, что мифический змей начал терроризировать рыбацкую деревушку в Эссексе, героиня понимает, что пришло время уезжать из светской столицы вместе с сыном и служанкой-социалисткой. Расследование Коры сталкивает ее с трясущимися от страха местными, которые убеждены в том, что монстр забирает только грешников, и красавцем-священником Уиллом (Том Хиддлстон). Последний, напротив, считает, что никаких огромных древних чудищ не существует и уж тем более они никак не связаны с божьей карой.
На третий год жизни стриминговый сервис Apple TV+ наконец-то начал делать то, что от него ожидали еще на запуске: речь не о победе на «Оскаре», а о постоянном выпуске крупнобюджетных и смелых сериалов. Надежды на то, что платформа станет конкурентом Netflix, конечно, не оправдались: за гигантом, выпускающим тонны контента, попросту не угнаться, но стоит признать, что по сериалам этого года Apple TV+ пока что всухую выигрывает. Вслед за «Разделением», «Дорогой в тысячу ли», «Медленными лошадьми» выходит «Змей в Эссексе» — скоромный и маленький, но все равно успех, который не только оправдает подписку на сервис, но и скрасит несколько вечеров. Особенно любителям костюмированных драм.
Роман-первоисточник Сары Перри представляет собой нечто вроде интеллигентной солянки из классической готической литературы и современной феминистской. Только что освободившаяся от уз токсичного брака героиня наконец-то может распоряжаться жизнью самостоятельно, поэтому отправляется в опасное путешествие на поиски наводящего страх на округу левиафана. Правда, это не просто история о поиске себя или заслуженного счастья, а роман философских идей и конфликтов: неслучайно действие происходит в эпоху технического и культурного прогресса. Мини-сериал пусть и недалеко отходит от первоисточника, но после просмотра остается ощущение, что больший упор был сделан на мелодраму — впрочем, с таким центральным дуэтом создательниц сложно в этом винить.
Если говорить о конфликтах, то «Змей в Эссексе» предлагает традиционное столкновение взглядов: Кора — человек науки, Уилл — апологет веры, а у местных жителей на уме иррациональные предрассудки. Каждая из сторон объясняет свою позицию в споре, причем необычно выглядят первые две. Кора прикрывается исследованиями современников и найденными окаменелостями, но в основе ее взглядов лежит вера в существование зверя, а у проповедующего Уилла, внезапно, — логика. Благодаря этому ироничному контрасту расцветают частые сцены бесед — они настолько хорошо разыграны и сняты, что невольно забываешь обо всем. И правда, одно удовольствие смотреть на с иголочки одетых Тома Хиддлстона и Клэр Дэйнс, гуляющих по залитым густым туманом пейзажам.
Впрочем, стоит признать, в их дружбу веришь больше, чем в роман. Опять же эта форсированная попытка вывести историю в мелодраму — главная неудача сериала, в котором есть куда более интересные, но никак не развитые сюжетные ветки. Чего только стоят медицинские подвиги второго ухажера Коры, лондонского врача Люка, лечившего ее мужа и влюбленного в героиню. Или неисследованные отношения с сыном и особенно со служанкой — последняя часто высказывает политическую позицию и намекает героине на свои чувства. Этому консервативному сериалу как раз не хватает чего-то смелого, вроде размышлений экономки о классовой борьбе и революционном социализме или однополой любви, как в фильме «Аммонит». Наконец, никуда не деться от сверхъестественной интриги — создатели так рьяно нагнетают тревогу нападениями на местных жителей и обмороками школьников, что в конце довольно очевидный панчлайн выглядит скорее неуместным.
Несмотря на щадящий формат мини-сериала, кажется, что «Змей в Эссексе» все равно пострадал от главного бича эпохи стримингов — растянутого хронометража. Из этого сюжета можно было сделать динамичный полнометражный фильм, или классический мини-сериал на три часа, или, наоборот, полноценный сезон на восемь-десять эпизодов, который бы уделил больше времени второстепенным сюжетным веткам. В нынешнем виде «Змей» мечется между мелодрамой и комплексной историей об эмансипации, суевериях и прогрессе — немного преуспевает в каждой, но все равно оставляет ощущение нереализованного потенциала.