Необычный проект для российский анимации, имеющий много общего с культовым «Шрэком».
Принцесса Варвара больше всего на свете любит читать увлекательные истории о храбром принце Эдварде, запираясь целыми днями в часовой башне своего отца. Девушка настолько сильно влюбляется в идеализированный образ мужчины, что начинает обмениваться с ним романтическими письмами. Однако отец девочки против таких отношений: являясь талантливым инженером и князем-батюшкой всего государства, он считает данный способ коммуникации абсолютно бестолковым и хочет, чтобы девочка наконец-то взялась за учёбу.
Однажды в замке появляется наглый почтальон Шишек, который узнаёт о трудных отношениях дочери и отца. Желая выведать все секреты талантливого инженера путём шантажа, он всеми силами пытается завладеть сердцем Варвары. Не желая выходить замуж за случайного встречного, девочка сбегает в лес, где встречает злое чудище Буку — великана с огромными руками, который не хочет видеть в своих владениях людской народ. Девочке предстоит не только растопить холодное сердце хранителя леса, но и познать все тайны окружающего мира, разрушив собственные представления об идеальном будущем.
«Бука: моё любимое чудище» — новая работа Виктора Глухушина («Алиса знает, что делать!», «Волшебная кухня») и Максима Волкова, известного по проекту «Садко», представившего новый взгляд на русские былины. К слову, Волков числится и сценаристом, что становится заметно уже после прочтения синопсиса. «Бука: моё любимое чудище» — очередное переосмысление сюжетов сказок с попыткой адаптировать элементы под актуальную реальность.
В центре новой истории Волкова довольно заезженный ход: перед зрителем очередная сказка о принцессе, которая всеми силами пытается найти идеального принца. Однако в руках авторов классическая завязка начинает наполняться новыми красками: «Буке» талантливо удаётся совмещать в себе черты зарубежной анимации и русского фольклора, отчего проект действительно выглядит новаторским.
В первую очередь «Бука» — мультфильм о способах коммуникации между человеком и зверем. Чем больше деталей прошлого странного существа узнаёт юная особа, тем больше проникается его внутренними переживаниями (так же выстроены отношения Красавицы и Чудовища). Образ жизни Буки тесно перекликается с местом обитания, отчего сюжет касается и темы экологии. Существо оказывается хранителем природы и всячески пытается защитить флору и фауну от вмешательства человека.
Антагонист картины полностью противопоставляется Буке. Узнав, что отец Варвары построил детали дома с помощью «живительной» воды, Шишек всячески пытается найти месторождение природного богатства и завладеть им. Его образ во многом напоминает Урфина Джюса из сказок Александра Волкова: перед зрителями маленький человек с большими амбициями, готовый пойти по головам ради достижения собственных целей. Параллель между персонажами считывается и в способах достижения желаемого: подобного герою Волкова, Шишек становится командующим собственной армии, состоящей из оживших с помощью волшебства воинов. Введение злодея не только добавляет угрозу для героини, но и служит моралью: порой твои цели могут существенно отличаться от чужих.
«Бука» меняет местами роли героев сказочных историй: отрицая возможность существования идеального мужчины, сценарист делает из нелюдимого зверя преданного друга, готового решиться на всё, чтобы помочь Варваре. Данный ход напоминает культовый «Шрэк», в котором принц оказывался жалким негодяям, теряясь на фоне болотного огра, обладающего огромной душой. В этом контексте уместно и различие между локациями, к которому прибегают создатели картины: лес становится мостом между сказкой и реальным миром, где обосновались крайне алчные и неприветливые обитатели.
«Бука» ломает представление и о классических героях русских мультфильмов, становясь чуть ли не первым проектом за последние годы, в котором царь-батюшка не является карикатурой. Отец Варвары — талантливый изобретатель и честный человек, играющий существенную роль в сюжете картины. Это тот человек, который ради спасения собственного ребёнка вполне способен вступить в поединок с противником, превосходящим в силе в несколько раз. Пожалуй, данный образ крайне удачно звучит именно в сегодняшней обстановке.
«Бука: моё любимое чудище» становится не только переосмыслением классических русских сказок, но и крайне актуальным высказыванием. Милые отношения между Букой и маленькой Варварой вряд ли оставят равнодушными зрителей любого возраста, что вполне может поспособствовать выходу ряда продолжений.