Лента, которой суждено заменить второго «Кота в сапогах» в российском прокате.
Стая говорящих крыс и болтливый кот Морис придумали грандиозный план, как обогатиться. Зверьки вместе с дудочником Кийтом колесят по городам, проворачивая одну и ту же аферу. Морис устраивает музыкальное представление, оповещая горожан о проблемах, которые могут принести грызуны в их дома. Затем появляется крысолов и с помощью мелодии выводит мышек из поселения, пока усатый выманивает денежки у местных жителей. Однако, попадая в Дрянь-Блицбург, аферисты понимают, что их обман не пройдёт. В торговом городе ощущается нехватка еды, а местные охотники требуют по 50 центов за каждого дохлого грызуна.
Мультфильм основан на романе фантаста Терри Пратчетта, написанном преимущественно для юной аудитории. Писатель попытался осовременить сюжеты о Крысином Короле и Гамельнском крысолове, поместив действие в антураж цикла о Плоском мире. Мастер смог не только создать великолепное произведение для всех возрастов, имеющее немало общего со сказками братьев Гримм, но и наполнить повествование социальными подтекстами. Пратчетт ставит перед читателями довольно противоречивые вопросы. Чем мыши, обладающие сознанием, отличаются от людей? Могут ли существа находиться в социуме? И в каких случаях прямоходящих можно приравнивать к животным? Автор в очередной раз смог покорить сердца читателей и запомниться профессионалам. В 2001 году роман был удостоен почётной премии Карнеги, присуждаемой в области детской литературы.
Пожалуй, трудно найти у Терри более подходящее произведение для создания мультфильма. Это и самый очевидный вариант для знакомства с творчеством: культовые персонажи появляются лишь в эпизодических ролях, а повествование никак не связано с основными событиями цикла. И к тому же «Изумительный Морис и его учёные грызуны» — одна из немногих книг, образы героев которой могут послужить маркетинговым ходом: пушистики привлекают внимание даже на постерах, а после просмотра кто-то явно захочет приобрести плюшевых героев.
Нет ничего удивительного в том, что произведения Терри Пратчетта заинтересовали сценариста Терри Россио, известного по работе над «Пиратами Карибского моря» и «Шрэком». Можно лишь предполагать, что драматурга привлекла концепция Плоского мира: большинство романов цикла — юмористические истории, в которых автор даёт необычные комментарии повседневности. Если присмотреться, можно нащупать общие мотивы у литератора и сценариста: повествование построено на нарушении классических законов сказок, а действующими лицами порой и вовсе оказываются антагонисты.
В «Изумительном Морисе» есть персонаж, который вырос на книжках, — Малисия, общительная дочь бургомистра. Начитанный подросток быстро узнаёт подробности плана Мориса и практически сразу же привыкает к тому, что животные умеют разговаривать. Малисия предлагает героям пуститься в авантюру и разгадать загадку о пропаже еды. Создатели решили выделить образ героини с помощью возможности разрушать четвёртую стену: первоначально Малисия думает, что мультфильм посвящен её подвигам, но вскоре оказывается, что Морис также обладает способностью общаться со зрителями. В приключениях Малисии предстоит не только понять, что жизнь не идет по заданному сценарию, но и помочь раскрыть способности дудочнику Кийту.
Музыкант также получил куда большую роль, чем в первоисточнике. Стоит отметить, что режиссёр проекта Тоби Генкель уже снимал мультфильмы, в которых протагонист был сиротой. В анимации «Трио в перьях» воробей Ричард пытался доказать своим приёмным родителям-аистам, что сможет долететь до Африки. Кийту также нужно поверить в свои силы и понять, что от дудочки ничего не зависит, а большинство историй о настоящих профессионалах могут наполовину состоять из слухов.
Помимо детективной интриги мультфильм предлагает и любовную линию, которой не было в оригинале. Отношения Кийта и Малисии являются украшением сюжета, а их взаимодействие с грызунами порождает множество комедийных моментов. Однако приготовьтесь и пустить слёзу, ведь у «Изумительного Мориса» довольно трагичный финал, а одним из второстепенных героев становится сам Смерть (да, именно он!).
Параллельно создатели развивают характеры грызунов, вынужденных сотрудничать с Морисом. Мыши верят в существование райского острова, где животные живут бок о бок с людьми. А кот говорит, что у него есть знакомые, которые побывали на этих землях. Но оказывается, что территория существует только на иллюстрациях детской сказки «Приключения мистера Зайки», которую существа воспринимают как священное писание. «Изумительный Морис» становится актуальным высказыванием о тяге к эскапизму и способах коммуникации между представителями враждующих классов.
Создателей можно похвалить за бережный перенос сюжетных линий оригинала на экран. Авторам удалось убедительно представить грызунов, получивших имена от вещей, найденных на мусорке: Опасный Боб, Персик, Сардины. Отдельно стоит отметить актёров озвучки. В касте преимущественно задействованы британцы, среди которых Хью Лори, Эмилия Кларк, Дэвид Тьюлис, Химеш Патель, Дэвид Теннант и многие другие. Выбор Лори на роль Мориса вполне очевиден. Кот такой же циник, как и пресловутый доктор Хаус, который не станет скрывать правду, но всегда придёт на помощь в трудную минуту.
Картина не избежит сравнений со вторым «Котом в сапогах». По сюжету обоих мультфильмов рыжему зверьку, прожившему уже несколько жизней, предстоит научиться ценить окружение. Вряд ли «Изумительный Морис» повлияет на анимацию как «Последнее желание», но проходить мимо удачной адаптации творчества сатирика явно не стоит.