Подарок, который не оправдал ожидания.
На раннем этапе производства «Заветное желание» было заявлено как новый анимационный шедевр к 100-летнему дню рождения студии Disney, в котором привычную компьютерную графику впервые должна была потеснить классическая акварельная рисовка. Однако в процессе создания мультфильма, по всей видимости, произошли какие-то технические накладки — ожидаемого волшебства не случилось. За последний уикэнд проката «Заветное желание» умудрилось уступить позиции разнесенному критиками трехчасовому байопику Ридли Скотта «Наполеон» — а это о чем-то да говорит.
Действие нового мультфильма Disney разворачивается в вымышленном королевстве Розас, расположенном на Пиренейском полуострове. Лидер страны — харизматичный Магнифико (Крис Пайн) — убежден, что человеческие желания способны изменить мир. Именно по этой причине каждый житель Розаса обязан передать во власть Магнифико свое заветное желание до наступления совершеннолетия, после этого человек, как правило, забывает о том, чего хотел и продолжает жить как прежде. Впоследствии Магнифико исполняет самые безопасные, на его взгляд, желания на ежегодной церемонии. Главная героиня — 17-летняя Аиша (Ариана Дебос) — очень хочет, чтобы мечта ее дедушки поскорее исполнилось, однако Магнифико наотрез отказывается ей помогать. Тогда девушка обращается за помощью к звезде, и та, как ни странно, буквально идет ей навстречу.
«Заветное желание», режиссерами которого выступили Крис Бак («Лови волну!») и дебютантка Фон Вирасунтон, по сути, возвращают зрителей к ветхозаветным образам Disney — здесь есть и сказочное королевство, и жизнерадостная героиня, и милые большеглазые зверюшки, нет, разве что, прекрасного принца, но о нем и история умалчивает. Сюжет, навеянным знаменитым лейтмотивом When You Wish Upon A Star, который играет в официальной заставке мышиной студии, проигрывается в мультфильме максимально дословно — Аиша загадывает желание, а маленькая звезда спускается с ночного неба. По мановению волшебной палочки, темный лес оживает, все вокруг начинают петь, а мечты наконец-то исполняться.
Тема заветного желания, мощного внутреннего компаса на по направлению к лучшей жизни, на протяжении многих лет была краеугольным камнем классического Disney — Золушка хотела попасть на бал, Белоснежка — встретить принца, Питер Пэн — никогда не взрослеть, а Пиноккио — стать настоящим мальчиком. Впрочем, в своем новом мультфильме Бак и Вирасунтон не особо увлечены раскрытием заявленного тезиса: о чем мечтала сама Аиша мы не узнаем никогда, как и об истинных душевных стремлениях других жителей Розаса. Казалось бы, а в чем тогда суть всего происходящего? Львиная доля сюжетного времени «Заветного желания», как ни странно, уделяется на выстраивание узнаваемых оммажей — мультфильм буквально покадрово копирует знаменитые сцены из той же «Золушки», «Спящей красавицы», «Короля льва». Главный злодей Магнифико и вовсе представляет из себя коктейль из персонажей Измы («Похождения императора»), Злой королевы («Белоснежка и семь гномов») и Урсулы («Русалочка»). За массивным количеством пасхалок и референсов действие «Заветного желания» ожидаемо теряется, разгоняя темп лишь к самому финалу.
Когда-то к подобным постмодерничным приемам в свое время прибегал «Шрек», однако в анимации про зеленого великана отсылки к знаменитым сказкам были лишь потехой, приятным украшением вполне самостоятельного сюжета. В «Заветном желании» баланс между старым и новым, прошлым и будущим Disney, существенно нарушен в пользу первого. Злая ирония заключается в том, что проблемы мультфильма как никогда четко отражают творческий застой, в котором пребывает студия. Боясь пойти на риск, руководство Disney вновь и вновь возвращается к проверенным формулам и, несмотря на всеобщее бурление, продолжает захватывать мир: live-action ремейки успешно отбивают многомиллионные бюджеты, да и «Заветное желание» рано или поздно обойдет «Наполеона».
Проблема Disney, как и всегда, заключается не в деньгах, а в невозможности создать что-то принципиально новое — появление «Зверополиса» и «Энканто» все еще кажется какой-то системной ошибкой. При всем своем визуальном совершенстве (единственное обещание, которое исполнено полностью) «Заветное желание» тянет лишь на статус красивой открытки, идеального рекламного ролика, прославляющего наследие великого аниматора, на котором выросло ни одно поколение детей. И все же, это определенно не тот подарок, который ждешь в 100-летний юбилей.