Неидеальная, но интригующая история культового джедая, к роли которого вернулся Юэн Макгрегор.
На пустынной планете Татуин живет угрюмый отшельник Оби-Ван Кеноби (Юэн Макгрегор) или, для скрытности, просто Бен. 10 лет назад он наблюдал, как войска Империи перебили почти всех джедаев. Оби-Ван, один из последних выживших членов ордена вынужден скрываться от властей и издали приглядывать за маленьким Люком Скайуокером — однажды придет время обучить парня обращаться с Силой. Но пока что Кеноби устроился на местный мясокомбинат (откуда каждый раз выходит с украденным кусочком мяса), ведет бизнес с маленькими пришельцами джавами и старается не привлекать лишнего внимания. Даже когда за помощью обращается кое-как избежавший казни джедай (Бен Сэфди), Бен не помогает.
В это время охоту на выживших ведет специально сформированная для этого Инквизиция — отряд обученных воинов Империи, умеющих обращаться с Силой и световыми мечами. Одна из них, Третья Сестра (Моусес Ингрэм), явно имеет личные счеты с Оби-Ваном и во что бы то ни стало хочет поймать отшельника. Для этого она даже похищает маленькую Лею Органу (Вивьен Лира Блэр). Чтобы спасти принцессу, Оби-Вану приходится выйти из своего надежного укрытия.
Сам факт появления сериала «Оби-Ван Кеноби» демонстрирует любопытные перемены во франшизе «Звездных войн». Прошлые шоу от Disney паразитировали на культовом статусе оригинальной трилогии — что «Мандалорец», что «Книга Боба Фетта» были по духу и исполнению ближе «Новой надежде», чем, скажем, новым частям от Джей Джей Абрамса. Да и героев заимствовали именно из классических эпизодов. С «Оби-Ваном» все не так просто. Тут к старым образам вернулись Макгрегор и Хейден Кристенсен (он играет Дарта Вейдера), исполнявшие те же роли в трилогии приквелов. Раньше эти фильмы было принято ругать, а новое руководство франшизы старались о них особенно не вспоминать. Теперь же становится очевидно, что приквелы пережили и продолжают переживать ренессанс: выросло целое поколение людей, кому искренне нравятся «Атака клонов» и «Месть ситхов». Им абсолютно плевать, что в начале нулевых фильмы ругали какие-то олдфаги и унылые критики.
Disney явно пытается запрыгнуть на эту ревизионистскую волну. Кристенсен и Макгрегор ходят по ток-шоу и рассказывают, мол, приквелы были жутко недооценены, радуют зрителей мемными фразами и честно признаются, что им приятен такой запоздалый успех. Учитывая весь ажиотаж, даже странно, что создатели сериала не пошли еще дальше и не сделали из «Оби-Вана Кеноби» абсолютного духовного наследника трилогии приквелов. Да, шоу возвращает знакомых актеров, но по фактуре это все еще новые, усредненные «Звездные войны» — без намека на цветастый экспрессионизм нулевых.
С одной стороны, обидно: было бы интересно посмотреть, как современные режиссеры переосмысляют сумасшедшую цифровую эстетику Джорджа Лукаса. С другой, именно контраст с трилогией приквелов помогает «Оби-Вану Кеноби» показать грустную трансформацию главного героя. Казалось бы, только недавно Макгрегор рубил дроидов на части верхом на огромной инопланетной рептилии и сражался с будущим Дартом Вейдером в жерле планеты-вулкана. А теперь он одиноко сидит в пещере, готовит непонятное варево и скорбит о всех допущенных ошибках. «Оби-Ван Кеноби» — первый проект в «Звездных войнах», где тихие эпизоды намного лучше экшен-сцен. Здесь вся история в погасших глазах Макгрегора, в скупых диалогах Бена и дяди Оуэна (короткий, но эффектный выход Джоэла Эдгертона), в печальном портрете татуинской рутины. Если оригинальные «Звездные войны» были вдохновлены классическими вестернами Джона Форда, то «Кеноби» — это такой «Непрощенный» Клинта Иствуда. Мрачная история о сбитом летчике, живущем под тяжестью травм прошлого и давно потерявшем былую хватку.
У Оби-Вана уже и глаз не тот, и меч джедай держит не так уверенно, и суставы предательски подводят, когда приходится вступить в рукопашный бой. Он, пожалуй, лучший протагонист в современных «Звездных войнах» — не крутой охотник за головами, никакой не «избранный» или готовый сложить голову повстанец. Просто стареющий пессимист, пытающийся закрыться в своей пещере и хоть как-то дожить отведенные дни. В одной из лучших сцен первых эпизодов Кеноби видит на улице попрошайку-клона, ветерана той самой войны, в которой погибли джедаи. Герой смотрит на бывшего врага и молча протягивает монету: персонажи, может, и сражались друг против друга, но посттравматический синдром на двоих один.
И жалко, конечно, что история в «Оби-Ване Кеноби» даже вполовину не такая занятная, как герой. Центральный сюжет строится по уже отработанной формуле: неоднозначный протагонист берет под опеку ребенка (здесь это Лея) и бегает с ним по всей далекой-далекой галактике от имперских войск. Экшен-сцены, как водится на телевидении, неказистые, а центральный злодей — та самая Третья Сестра — один из самых раздражающих персонажей в истории «Звездных войн». Хотя, может, это сделано специально: фанаты уже сейчас ненавидят ее куда больше других антагонистов франшизы.
Может, сериал исправит недочеты в следующих эпизодах, но верить в это сильно не стоит — обычно у Disney происходит ровно наоборот. Интригует разве что эмоциональная встреча Оби-Вана с Дартом Вейдером. Посмотреть на Макгрегора и Кристенсена на одном экране, как ни крути, очень хочется.