
Фантастические твари, и что они выпивают.
Не в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, а во вполне современном Нижнем Новгороде находится волшебный портал, надежно изолирующий наш мир от мира, населённого нечистью. А на любой границе, как известно, работают пограничные службы. После инцидента с вампиром братья Лёха и Серёга Шиловы (Даня Киселёв и Денис Нурулин) не только узнают о существовании сверхъестественных существ, но и вступают в секретную организацию «Граница миров». Теперь им предстоит потрудиться на благо человечества, раскрыть свои суперспособности, а также наладить контакт с коллегами. С добрым начальником (Николай Добрынин), то и дело отвлекающимся от работы на разговоры с женой по телефону. С его строгой помощницей (Анна Снаткина), отвечающей за выполнение научных задач в организации. С прекрасной вампиршей (Ангелина Поплавская), несмотря на свою природу, ставшей неотъемлемой частью человеческого коллектива. С только-только поступившим на службу лучшим выпускником академии и секретаршей, при необходимости готовой взяться за любую невыполнимую задачу. Вместе, вопреки козням коварного вампира Андрона (Илья Любимов), герои защищают человечество от тёмных сил и строят свою любовь.
Для Аскара Бисембина, начинавшего кинокарьеру в Казахстане, «Граница миров» не первый сериал, снятый для российского телевидения. Прежде чем приступить к съёмкам фэнтезийной комедии, режиссёр стал одним из авторов имеющего успех на канале ТНТ сериала «Два холма» и продолжения культового шоу «Папины дочки». В обоих случаях Бисембин стоял во главе производства второго сезона. Теперь же, кажется, достаточно набравшись опыта в сериальной индустрии, режиссёр готов продемонстрировать зрителю собственный продукт.
В нынешнем метамодернистском мире оригинальные сюжеты — это удивительная редкость, не являющаяся предметом первой необходимости. «Границу миров» совсем не хочется упрекать в заимствованиях, скорее напротив, гораздо большее удовольствие приносят попытки разгадать источники вдохновения. В городском здании НИИ расположилась секретная организация, периодически взаимодействующая с представителями русского фольклора? В памяти сама собой всплывает повесть «Понедельник начинается в субботу». Секретная организация следит за тем, чтобы обитающая в современном российском городе нечисть соблюдала установленные правила, а в случае необходимости всегда готова вмешаться в выходящую из-под контроля ситуацию? Сложно не задуматься о «Ночном дозоре». Да и в самих братьях Шиловых довольно легко угадываются небезызвестные Винчестеры («Сверхъестественное»), пусть первым и не хватает налета серьезной мрачности. Но главным прототипом, вероятнее всего, является франшиза «Люди в черном». Штаб «Границы миров», так же как и в голливудских фильмах, по совместительству является и таможней для прибывающих нечеловеческих существ, и бюро по выдаче им необходимых документов. Местные работники призваны следить за порядком и хранить в строжайшем секрете сам факт существования какого-то другого мира, будучи готовыми в любой момент воспользоваться инструментом по стиранию памяти. Таким образом, подводя итог первичному осмотру сериала, можно прийти к довольно закономерному выводу: «Граница миров» — это лоскутное полотно из довольно ладно собранных в общую историю сторонних элементов. Однако сам собой следом напрашивается вопрос: так чем же самобытным может похвастаться перед зрителем развлекательное ТВ-шоу?
По собственной инициативе «Граница миров» стоит на трех китах: алкоголизме, служебных романах и безграничной силе глупости. Для любой из серий достаточно всего трех ингредиентов, в зависимости от поставленной сюжетом задачи в них меняются только разграммовки и сочетания. Нет, безусловно, было бы странно упрекать телевизионный сериал в желании показать зрителю что-то очень знакомое, с чем он сам буквально каждый день сталкивается. Ведь со времен Всемирного потопа всем доподлинно известно, что каждой твари обязательно должно быть по паре, а сила настоящей любви с легкостью преодолевает любые препятствия. А желания и логика персонажей — это ведь вовсе не важно. Не можешь — поможем, не хочешь — все равно обязательно полюбишь всем «но» вопреки. А потом еще и ребеночка неплохо было бы завести, ведь род великих магов земли должен продолжаться. Где-то там общими чертами обозначенный сверхъестественный сюжет выступает лишь подоплекой для новых витков скандалов и недоверия между героями, в первую очередь возлюбленными. А также поводом лишний раз приложиться к рюмке, фляжке, бутылке, бокалу или вовсе искупаться в огромном чане с крепким напитком на ликероводочном заводе. Удивительно ли то, что в подобных обстоятельствах суперспособности одного из братьев Шиловых просыпаются исключительно после того, как тот сделает хотя бы один глоточек любого алкогольного напитка? Вряд ли. Как и то, что второй брат существует, руководствуясь лозунгом «слабоумие и отвага». В моменты, когда Серёга не удивляет окружающих проявлениями своей физической силы, он поражает зрителя силой несколько иного плана: умением перманентно пребывать в нетрезвом состоянии! В противном случае мгновенно отыскивается возможность опохмелиться, которая вкупе с непреходящим тугодумством в конечном итоге спасает мир с куда большей успешностью, чем профессиональные отработанные действия.
Сложно винить развлекательный телевизионный контент в недостаточной серьезности. Вечером после работы зритель нуждается в приятном отдыхе, а не в высокоинтеллектуальных дискуссиях. Да только простота и легкость — вовсе не оправдания для сомнительной морали. Если слепую любвеобильность персонажей еще можно принять за особенности комедийного жанра, то транслируемые с экрана оды алкогольной зависимости вызывают сомнения. Нелегко раз за разом смеяться над одной и той же шуткой, так еще и являющейся вполне актуальной общественной проблемой. И это огорчает в «Границе миров» в первую, но не в единственную очередь. Фэнтезийный сюжет совсем не нов, не блещет интересными идеями или уникальными интерпретациями, но все-таки вызывает светлое чувство ностальгии. Доброе и понятное. И которое, судя по всему, не так интересует режиссера Бисембина, как возможность воспевать и эксплуатировать людские пороки.