Дорогостоящая экранизация одноименного литературного цикла Роберта Джордана, которая выглядит лучше, чем очередная попытка создать новую «Игру престолов».
Помните, был такой сериал — «Игра престолов»? Трудно будет вас винить, если абсолютно провальный восьмой сезон стер из вашего сознания важнейший телепроект прошлого десятилетия. В конце концов то же самое произошло со всей поп-культурой, из которой магическим образом два года назад исчезло все, что связано с хитом HBO. Кажется, до сих пор одержимы «Песнью льда и огня» только боссы стриминговых сервисов, которые ну очень хотят, чтобы из-под их крыла вышел такой же международный феномен: желательно экранизация известного книжного цикла, еще лучше, если это будет фэнтези.
Netflix выпускает «Ведьмака» и «Тень и кость»; HBO скоро вернется в любимую вселенную с приквелом «Игры престолов» под названием «Дом Дракона»; Apple ушли в научную фантастику с «Основанием». Наконец, Amazon в следующем году представит чуть ли не самый дорогой проект в истории сериальной индустрии — приквел «Властелина колец», ну а этой осенью выпускает загадочное для рядового зрителя «Колесо времени». Достаточно зайти на страницу Википедии детища Роберта Джордана, чтобы узнать, что это одна из самых продаваемых фэнтези-серий в истории — вдохновленный «Властелином колец» и «Войной и миром», европейской историей, азиатской мифологией и философией эпик, растянувшийся на 14 романов и россыпь рассказов. В общем, более подходящего кандидата для замены «Игры престолов» трудно себе представить.
Начинается эта эпическая сага с не самой оригинальной завязки — поиска избранного. Представительница женского ордена «Айз Седай» Морейн (Розамунд Пайк) в сопровождении своего стража Лана (Дэниел Хенни) отправляется в деревушку Две Реки, где, по ее информации, живут сразу несколько молодых людей, которые могут оказаться Возрожденным Драконом — реинкарнацией могущественного существа, которое либо спасет мир, либо его разрушит. Практически сразу на деревню нападает армия троллоков — оркоподобных существ, подчиняющихся Темному. После кровавой битвы Морейн убеждает четырех потенциальных героев (среди них красавчик, кузнец, целительница и саркастичный пройдоха) покинуть деревню, увести за собой врагов и отправиться с ней в длительное путешествие.
От наследия Толкина никуда не деться: Джордана критиковали за вторичность истории, в которой можно встретить подозрительно много заимствований из «Властелина колец»: начиная от имен, типажей (ментор с волшебными силами), рас (ого, злые орки) и заканчивая событиями вроде побега из деревушки и погони существ в темных мантиях. Странным образом книжная вторичность и следование классическому сюжету лишь привлекают в экранизации, потому что «Колесо времени» выходит в эпоху, в которую от нового фэнтези по умолчанию ждешь очередного если не переосмысления жанровых традиций, то попытки создателей привлечь взрослую аудиторию, обожающую мат, эротику и расчлененку. Вышедшая в этом году экранизация цикла «Тень и кость» вроде бы тоже подходит под описание, но не стоит забывать, что первоисточник был написан в жанре young adult литературы. «Колесо времени» по шкале от подростковой «Тени и кости» до взрослой «Игры престолов» находится ровно посередине: здесь уже натуралистично отрубают головы, но нет нецензурной брани или чересчур откровенных сцен секса.
На самом деле «Колесо времени» выглядит намного интереснее, чем его текстовое описание. Вторичная завязка предлагает несколько неожиданных твистов и размышлений — в первом же эпизоде, например, один из героев случайно убивает близкого человека во время битвы за деревню, а дуализм с веткой избранника выглядит действительно интригующе: мало того что зритель не знает, кто из героев окажется реинкарнацией Дракона, так еще и не совсем понятно, какую сторону он в итоге выберет. Наконец, сериал еще и выглядит дорого — это пускай не самая серьезная, но все равно весомая причина дать ему шанс: огромная массовка, масштабные декорации, умело срежиссированные экшен-сцены, а главное — пейзажные виды Восточной Европы, а не уродливо нарисованные на компьютере фоны. Небольшое отторжение вызывают лишь смазливые актеры, которые в удивительно модной одежде выглядят как модели из лукбука коллекции осень-зима от топового бренда.
Даже по первым трем эпизодам становится понятно, что «Колесо времени» во всем проигрывает «Игре престолов», но у сериала тем не менее есть потенциал выйти из тени блокбастера HBO и стать вполне самостоятельным проектом, который найдет не только аудиторию, но и свое место на поле современных сериалов.