История становления группы, а также увлекательное путешествие по мирам песен Князя и Горшка.
1999 год. Панк-группа «Король и Шут» собирает полный стадион «Юбилейный». Музыканты заканчивают выступление и не верят в реальность происходящего. Пьяный солист Михаил «Горшок» Горшенёв (Константин Плотников) забирается на крышу «Юбилейного» и готовится спрыгнуть вниз, считая, что дальше «Королю и Шуту» двигаться некуда, все высоты взяты. От самоубийства друга спасает Андрей «Князь» Князев (Влад Коноплёв). Познакомились лидеры группы в Ленинградском реставрационном училище десятью годами ранее. Вместе парочка прошла много передряг.
Шоураннером проекта выступил Дмитрий Нелидов («Пищеблок» и «Монастырь»). Сценарий написал Дмитрий Лемешев, отвечавший за «Закрыть гештальт» и «Проект “Анна Николаевна”». Все эпизоды снял Рустам Мосафир, режиссёр православного фэнтези «Скиф» и комедийных сериалов «Гусар» и «#Яжотец». Вдруг интересная и разношёрстная команда взялась за байопик известной панк-группы с многочисленной фанатской базой, которая очень трепетно относится к кумирам.
Создателей сериала стоит похвалить хотя бы за смелость. Конечно, отыщутся фанаты «Короля и Шута», которые уверенно заявят, что никакой художественный проект группе не нужен — есть записи концертов, интервью и клипы. Другие скажут, что всё было не так и на честном имени панков хотят нажиться. Поклонников должно успокоить наличие в продюсерах Князя, его жены Агаты и Игоря «Панкера» Гудкова, снявшего три фильма-концерта «КиШа». Музыку к сериалу написал младший брат Горшка Алексей Горшенёв. Так что непосредственные участники группы или близкие к музыкантам люди благословили проект.
С первой же серии заметна неконвенциональная сценарная структура. Сериал разбит на множество баек из разных лет жизни группы. Параллельно нарратив прерывается на длинные игровые эпизоды с концертными выступлениями «КиШа», а кроме того, Горшок и Князь то и дело попадают в фэнтезийное пространство текстов песен. Вместе солисты спасают дочку короля, музыканты ужинают в таверне с мужиками и поедают мясо, Горшок заглядывает в гости к леснику (Кирилл Полухин), который, как известно, любит подкармливать волков путниками. Сказочный мир напоминает фильмы 80-х: «Принцессу-невесту» Роба Райнера и «Бесконечную историю» Вольфганга Петерсена. Также авторы сериала говорят, что вдохновлялись абсурдистским юмором «Монти Пайтона» и «Запредельем» Тарсема Сингха.
Повествование пляшет по бесконечным флешбэкам, которые на экране обозначают титры с годами тех или иных событий. Знакомство, концерты 1993, 1995 и 2001 годов — от перескоков во времени кружится голова. Но Мосафир вместе с оператором Степаном Бешкуровым не думают останавливаться и стремятся удивить зрителя в каждой сцене. Поездки группы в начале 90-х сняты на любительскую камеру, словно бы в сериал прорвались архивные кадры. Выступления «КиШа» даже на экране полны безудержной энергетики, зрители могут подпевать актёрам целые куплеты песен «Прыгну со скалы», «Лесник», «Ели мясо мужики» и «Охотник». Пожалуй, трудно вспомнить другой российский сериал, в котором было бы столь много музыки.
Во флешбэках о становлении группы больше внимания уделяется Горшку. Князь предстаёт спокойным и рассудительным парнем, которому важно творчество. Андрей то и дело выручает приятеля-анархиста Мишу, из которого энергия бьёт мощным ключом. Горшенёв в трезвом виде рассуждает о трудах Петра Кропоткина, а в состоянии опьянения видит Шута (Евгений Ткачук) — демоническое деструктивное альтер эго. И встреча с тёмной стороной своей личности становится ярким изображением противоречивости музыканта. Стоит отметить, что и внешне, и поведением, и манерой речи играющий Горшка Константин Плотников невероятно похож на солиста «Короля и Шута». Для актёра это первая большая роль.
Пожалуй, центральная линия сериала — прошедшая через несколько десятилетий дружба Горшка и Князя. В двух первых эпизодах нет последних лет жизни Горшенёва, а представлен путь от не умеющих ни играть на гитаре, ни сочинять бунтарей-любителей до кумиров, собирающих стадионы. Солисты группы прекрасно дополняли и уравновешивали друг друга. Едва ли стоит ожидать скандальных подробностей отношений фронтменов «КиШа», учитывая, что проект продюсирует Князь, но это и не безобидное зрелище в духе «Богемской рапсодии».
«Король и Шут» — драматургически один из самых необычных российских сериалов. В перескакивании между фэнтезийным миром и обычной реальностью как главный плюс, так и главный минус проекта. Трудно сказать, не надоест ли этот приём где-то к пятому эпизоду. Но сериал точно будет интересен не только фанатам панк-группы, хотя знание текстов песен станет бонусом. Это редкое ностальгическое бодрое отечественное кино, в котором 90-е показаны без надоевших крайностей. Голыми не бегали, на улицах почти не убивали, музыку сочиняли, рассуждали о свободе и анархизме. Многое изменилось.