Эффектный, но устаревший сериал, который должен был выйти на несколько лет раньше.
Начало 90-х. Егерь Павел Лиховцев (Артём Быстров) решает перевезти семью из деревни в Хабаровск. В большом городе мужчину уже ждет старый друг Юра (Александр Голубев), который неожиданно разбогател и обосновался в новой квартире. Он помогает герою с обустройством и подкидывает работенку: нужно всего лишь крутить баранку. Правда, приятель не рассказывает, что возить придется бандитов.
На первом же задании Лиховцев становится свидетелем криминальной разборки, а один из выживших, лидер группировки тхэквондистов Игорь Тян, чудом ускользает от братков: он катапультируется из окна здания, приземляется прямо перед машиной Павла и скрывается посреди хабаровских улиц. Решалы, разумеется, недовольны, что герой не остановил конкурента, — а еще говорят, что Тян наверняка запомнил лицо Лиховцева. Поэтому проблема сваливается на плечи бывшего егеря. На миссию по устранению Тяна он берет своего сына Женю (Савелий Кудряшов). Единоразовая авантюра постепенно превращается в рутину семейного подряда.
Сюжет «Лихих» — не художественное допущение и не выдумка. В основе истории лежит судьба киллера Павла Тихомирова и его сына Евгения. Вместе они совершали заказные убийства для ОПГ «Общак»: на тот момент организация имела влияние почти на всем Дальнем Востоке. Реальный Тихомиров тоже был егерем и умелым охотником, переехал из деревни в город после начала экономического кризиса и держал в страхе Хабаровск. Но прототип был все-таки более жестоким и закаленным человеком, нежели его экранная версия: все потому, что сериал Юрия Быкова по сценарию Олега Маловичко — снова фирменная притча автора о выборе между добром и злом, а не трукрайм-триллер по мотивам страницы в Википедии.
Лиховцев — вполне себе жертва положения. В деревне сахар стоит дороже меда, а семье не хватает денег на еду, поэтому большой город кажется единственным спасением. В криминальные разборки Павел втянут скорее по наивности душевной, а не потому что обожает насилие: ему что-то предложили — он согласился. Даже первое убийство происходит из необходимости: если цель не устранить, пострадает и сам герой, и, скорее всего, его семья. Но вкус денег и комфорта опьяняет ум, и вот уже порядочный егерь превращается в расчетливого киллера, готового пожертвовать всем ради успешного выполнения задания — даже жизнями невинных.
Быков снова хмурит лоб и размышляет о хитросплетениях человеческой души: как банда заменяет семью, а криминал — честную работу. Проблема в том, что сериалы вроде «Бригады» и «Слова пацана» развивали эти темы до «Лихих». А единственное отличие нового проекта автора — гиперреализм. Причем речь не только про историю киллера и сына, но и про эстетику. Режиссер возвращается в излюбленные панельки и грязные улочки. Блеклость, серость и какая-то зачаровывающая безнадежность «Лихих» — это, как ни странно, самая обаятельная сторона сериала. Не просто так автором сценария выступил Олег Маловичко: в его руках маленькие городки из «Трассы» и «Хрустального» превращались в живые организмы со своими тайнами, травмами и страхами. Не сказать что в новом проекте размашистый Хабаровск пышет какими-то особенными красками. Но энергетику времени авторам передать удается: это вязкая и неуютная эпоха, где даже самые хорошие люди становятся палачами.
В сериальном формате Быков и Маловичко пытаются нащупать связь времен, в том числе как травматичные 90-е сказались на современности. Для этого они вводят в сюжет линию повзрослевшего Евгения (его уже играет Евгений Ткачук). Мужчина врывается в жизнь старой семьи, крадет сына и отправляется с ним в дорожное путешествие. Но даже этот сценарный ход жутко утомляет: информацию выдают настолько порционно, что к третьему эпизоду зритель чувствует себя невольным свидетелем затянувшейся семейной терапии — все что-то хотят сказать друг другу, но больно тянут с ответом. На фоне постепенно блекнет и основной сюжет. «Лихие» все больше напоминают геймплей старых частей GTA: герой идет к кому-то, общается, принимается за новое задание, успешно убивает человека и начинает все сначала. Если бы этот сериал вышел пять лет назад, у проекта были бы все шансы сойти за медитативный триллер про жизнь в 90-е. Сейчас же очевидно: «Лихим» просто нечем удивлять.