Неровный, но колоритный альманах, где есть всё, от нежной драмы до кровавой комедии в духе «Рика и Морти».
«Осатанелые» — сборник из восьми коротких историй во вселенной «Пацанов», никак не связанных друг с другом. В одном эпизоде, например, рассказывают о приключениях маленькой девочки, умеющей стрелять лазерами из глаз. В другом — о первом большом задании Хоумлендера (Энтони Старр), когда тот ещё искренне пытался быть хорошим парнем. В третьем — о девушке (Аквафина), получившей способность управлять фекалиями.
Кроме того что действие происходит в одном мире, между сюжетами «Осатанелых» не так уж много общего. Новеллы очень разные и по манере исполнения, и по интонации. Первая серия обыгрывает стилистику старых слэпстик-мультфильмов в духе студии Hanna-Barbera. Вторую сделал Джастин Ройланд, и визуально она один в один повторяет его проект «Рик и Морти». Сценарий третьего эпизода написал автор оригинального комикса Гарт Эннис: герои на экране выглядят как в первоисточнике (Хьюи, скажем, похож на Саймона Пегга), а не в экранизации. Эклектика сохраняется и дальше: от милого эпизода, напоминающего аниме (называется BFFS, а написала его Аквафина), до истории в духе корейских драм (причём её автор, что неожиданно, — Энди Сэмберг).
Какие-то из новелл пытаются найти забавные недосказанности внутри мира «Пацанов»: скажем, ответить на вопрос, что происходит с детьми, которые после экспериментов компании Vought получают абсолютно бесполезные сверхспособности (этому посвящён эпизод Ройланда). Серия с говорящим названием «Нубиан против Нубиан» более серьёзно исследует, что значит быть героем в насквозь фальшивом и коммерциализированном мире, и посвящена процессу развода двух «суперов» с перспективы их маленькой дочери. Впрочем, далеко не каждая короткометражка тут интересно осмысляет особенности сеттинга: в «Бойд из 3D» рассказывается о парочке, которые с помощью волшебного крема становятся очень красивыми и успешными. С минимальными изменениями серия могла бы быть частью «Чёрного зеркала»: корпорация Vought сюда вставлена как будто постфактум.
Единственное, что точно объединяет все эпизоды, — кровавое ультранасилие. Причём если в одних сериях жестокий цинизм выглядит абсолютно уместным, то в прочих он кажется вымученным, словно обязательный пункт в договоре, которого ну никак не избежать. Не совсем понятно, зачем этот гран-гиньоль нужен серии про девочку, которая научилась управлять ожившими фекалиями, или той же нежной драме в духе южнокорейских фильмов.
«Осатанелые» — неровный альманах отчасти потому, что тут не всем историям в принципе нужен мир «Пацанов». Но как эдакая заглушка между сезонами шоу всё равно работает, да и странно придираться к ни на что не претендующим десятиминутным зарисовкам. По сути, глобальная задача сериала в том, чтобы показать, насколько богатым нарративом может обладать выдуманный Гартом Эннисом мир, и с этим альманах полностью справляется.