Бездарно сыгранная и написанная история школьного буллинга, превращающаяся в пародию.
15-летняя Маша (Ника Жукова) училась в российско-американской школе в Москве, была популярна, являлась лидером музыкальной группы. Вместе с родителями (Роман Маякин и Агата Муцениеце) и младшим братом (Даниил Муравьёв-Изотов) девочка вынуждена бросить всё и переехать в выдуманный южный город Новоморск, поскольку западная строительная компания, в которой трудился папа, на фоне экономических санкций уходит с отечественного рынка. Теперь большое семейство ютится в старенькой квартире бабушки Маши (Ирина Розанова). А в новой школе переехавшую из Москвы девочку жестоко травят. Однако Маша не унывает, рассчитывая, что в очередной раз поможет любовь к музыке. Можно и в Новоморске сколотить группу.
Два первых эпизода «Плаксы» показали на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон». В программе киносмотра проект выглядел белой вороной, неприятным сюрпризом. И по форме, и по содержанию это телевизионный сериал, к тому же отставший лет на 15-20 в лучшем случае.
Шоураннером и композитором проекта выступил лидер «Руки вверх!» Сергей Жуков, который недавно основал продюсерскую компанию и начал снимать сериалы. А что такого? Отечественной индустрии жизненно необходим концерт. Наверняка каждый сможет произвести сериал, который купит телеканал или онлайн-кинотеатр. Главную роль в «Плаксе» исполняет дочь Сергея Жукова Ника. Как уверяют создатели, в основе сценария лежат реальные события, происходившие с ребёнком поп-звезды. За режиссуру отвечал Андрей Силкин («Семья на год», 2-й сезон «Тети Марты»).
На самом деле, если старательно приглядеться, «Плакса» касается многих актуальных и важных социальных тем — школьного буллинга, страшного классового расслоения, подростковой жестокости, противостояния Москвы и провинции, отсутствия коммуникации между взрослыми и детьми и равнодушия учителей. Беда в том, что каждая завяленная проблема в руках сценаристов проекта превращается в кринжовую пародию. В сериале нет сложных и интересных персонажей, только злодеи и почти что святые. Любопытно, что авторы даже не решились честно написать, что на экране Сочи, где проходили съёмки. Нет, глухие преподаватели, подростки-садисты и застрявшие в прошлом веке пенсионеры могут обитать только в придуманном отечественном городе. Любая связь с реальностью случайна.
Как показать проблему школьного буллинга? Легко, нужно заставить новенькую девочку страдать. В двух первых эпизодах у Маши отнимают айфон одной из последних моделей и модные кроссовки, толкают в глубокую лужу, окунают головой в школьный туалет, избивают и в столовой выливают на голову тарелку горохового супа. Никто бы не смог выдержать подобные испытания, поэтому девочка-подросток горько плачет и получает обидное прозвище. Ни родители, ни учителя не замечают садистских издевательств, руководит которыми оторва Кристина (Диана Енакаева). Поводами для буллинга становятся форма Маши, в которой девочка ходила в старой школе, знание английского, яркая внешность и музыкальный талант. Ситуация становится катастрофической, когда на новенькую заглядывается главный местный красавчик (Алексей Онежен). Кристина удваивает агрессию. В общем, способную и добрую старшеклассницу снова и снова обижают злыдни из южного города. В мире «Плаксы» Маша нереалистично превозмогает все неприятности и добивается успеха. Интриги в сериале нет.
Авторам проекта нравится мучить не только Машу, но и папу школьницы. В одно мгновение московский бизнесмен чудесным образом теряет все деньги, а в Новоморске связывается с сомнительным армянским предпринимателем, встречи с которым проходят исключительно в шашлычной. Не любит папу Маши и бабушка девочки, которая хочет, чтобы дочь развелась со столичным выпендрёжником и вышла замуж за простого и честного полицейского Володеньку (Алексей Демидов). По-видимому, пожилая женщина с ненавистью относится ко всему, что связано с Москвой.
Создатели сериала не знают, какой жанр выбрать, а потому повествование бросает из одной крайности в другую. То перед зрителями разворачивается жестокая и безнадёжная социальная драма, то наивнейшая музыкальная подростковая история. В любой трагической ситуации, в которой оказывается Маша, включается композиция «Девочка-плакса», а в кадре появляются грустные смайлики. Зрителям не оставляют выбора — нужно сначала рыдать вместе с новенькой, а затем радоваться победам и показывать кулаки недругам. Трудно вспомнить более манипулятивное и надоедливое использование музыки в российских сериалах.
Наверное, Жуков и Силкин ничего не слышали об «Эйфории» или «Сексуальном просвещении». В последнее время принято, и вполне заслуженно, говорить о возросшем среднем уровне отечественных проектов. «Плакса» решительно отвергает все последние успехи индустрии и возвращает аудиторию во времена, когда не было никаких онлайн-кинотеатров. Это российский сериал в самом худшем понимании данного словосочетания, о чём мы уже успели позабыть. «Плакса» может стать поводом для сотен неловких роликов с вирусным потенциалом в соцсетях. Других поводов мучиться вместе с Машей в Новоморске нет.