Никудышный детектив, но достойная психологическая драма о пропавшем подростке.
В Бруклине исчезает 16-летний мальчик Винсент Конти (Чарли Бессо). Его мать Нора (Стефани Зостак) говорит, что сын взял рюкзак и отправился в школу, но после подростка никто не видел. До учебного заведения Винсент так и не дошёл. Отец мальчика Леонард (Стивен Паскуале) в злополучный день исчезновения был в командировке в Техасе. И сестра Винсента Оливия (Маттеа Конфорти), и соседи Дания (Аннабель Декстер-Джонс) и Зак (Ноэль Фишер) Миллеры могут сказать о мальчике только хорошие слова. Никуда убегать Винсент не собирался, об уходе из дома не предупредил ни одной души. За дело берутся верующий детектив Авраам Авраам (Джефф Вильбуш) и его напарница, только что устроившаяся в отдел Джанин (Джулиана Кэнвилд).
Над «Призванием» работала звёздная съёмочная группа. Режиссёром двух первых эпизодов стал голливудский классик Барри Левинсон («Человек дождя», «Плутовство», «Спящие» и сериал «Ломка»). Сценарий написал Дэвид Э. Келли, в последние годы завоевавший звание мастера многосерийных детективных проектов. Келли ответственен за «Большую маленькую ложь» и «Отыграть назад». Музыку к сериалу создал Ханс Циммер, нечасто сочиняющий для телевидения и стримингов.
В основе «Призвания» лежит серия детективных романов израильского писателя Дрора Мишани о полицейском Аврааме Аврааме. Действие книг развивается в Тель-Авиве, в сериале же события происходят в Нью-Йорке. История об исчезнувшем подростке взята из произведения «Метод инспектора Авраама». Роман переведён на русский язык.
Первый сезон проекта состоит из восьми эпизодов. Первые четыре посвящены пропавшему Винсенту, остальные — взрыву в детском саду. Два сюжета связывают Нью-Йорк и команда полицейских во главе с Авраамом Авраамом. Решение разделить сезон на две половины неожиданное и неконвенциональное, но оправданное. Расследование исчезновения Винсента растянуть на восемь эпизодов было невозможно. Даже «Отыграть назад», в котором действие топчется на месте несколько серий, показался бы блокбастером в сравнении.
Интереснее говорить о первой половине «Призвания». Авторы сценария с первых минут очерчивают круг подозреваемых: семья подростка и чересчур интересующиеся преступлением соседи снизу. Да и проницательный детектив Авраам чувствует недобрую энергетику дома и считает, что с Винсентом произошло что-то страшное, едва ли мальчик добровольно уехал в другой город. История исчезновения ребёнка — успевшая стать в кино классической метафора разваливающейся семьи. Вспомним хотя бы «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Пленниц» Дени Вильнёва. Келли тоже не столько заинтересован в расследовании преступления, сколько хочет показать два семейства с проблемами и скелетами в шкафу. В «Отыграть назад» предлагалось последить за персонажами Николь Кидман и Хью Гранта, которые перестали быть счастливы в браке, а в «Большой маленькой лжи» пазл был многофигурнее. Келли снова ступает на хорошо знакомые рельсы психологической драмы.
В минималистичности и замкнутости «Призвания» есть и плюсы, и минусы. Каждый персонаж раскрывается постепенно, под подозрением все Конти и Миллеры, никаких вопросов по окончании расследования не остаётся. Но при этом авторы слишком долго вглядываются в героев и водят зрителей за нос. История могла бы уложиться в два эпизода, а не в четыре.
«Призвание» интригует необычным главным героем. Авраам Авраам регулярно посещает синагогу, молится над трупами, соблюдает шабат, одинок, полностью погружён в работу, а в свободное время рисует рыб. Почему рыб? Неизвестно. Авраам полон загадок. Детектив полагается не только на улики и показания свидетелей, но и на чувства. Авраам держит людей за руки, прикасается к предметам в комнате потерпевшего, пытается ощутить энергию и атмосферу места. Религиозность вместе с интуицией — любопытное сочетание. Вера придаёт Аврааму силу, но многочисленные ужасы, с которыми полицейский сталкивается каждый день, заставляют героя сомневаться в существовании Бога. Пусть детектив редко показывает эмоции на людях. Зрители наблюдают за Авраамом глазами Джанин. Новенькая хочет так же быстро читать людей и чувствовать ложь, но напарник уникален. Метод Авраама не повторить. Отсюда ироничное название книги Мишани. Никакого метода нет, это чистые инстинкты.
Любителям запутанных семейных историй не стоит проходить мимо «Призвания». Правда, сериал едва ли войдёт в списки лучших по итогам года. Проект Келли интереснее классических детективов, где дело умещается в один эпизод («Закон и порядок» или «C.S.I. Место преступления»). Шоу не гоняется за экшеном, поэтому это значительно детальнее проработанная история. Но до лучших образцов жанра сериалу далеко — герои говорят и говорят, порой забывая о зрителях.