Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

Рейтинг главных экранизаций сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» — от худшей к лучшей

За свою долгую и бурную кинематографическую жизнь, Пиноккио превратился из деревянного мальчика в живую материю кино. Экранизации сказки Карло Коллоди бывали разными: услужливыми к оригиналу, милыми, мрачными, иной раз совсем апокрифическими и даже космическими. Самое время расставить их по местам.

Добавить в закладки
Рейтинг главных экранизаций сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» — от худшей к лучшей

7-е место

Том Хэнкс в роли Джипетто на кадре из фильма «Пиноккио»

Том Хэнкс в роли Джипетто на кадре из фильма «Пиноккио»

Какие проблемы могут быть у «Пиноккио» с таким крутым рекомендательным письмом? Режиссирует ленту Роберт Земекис – именитый фантаст и сказочник, роль Джепетто тянет незаменимый Том Хэнкс, а проекту бережно покровительствует гигант Disney? Скорее компоненты провала заключены в самих переменных – в слишком идеальной конфигурации техники и качества. «Пиноккио» Земекиса – наглый пробег по аллее славы диснеевского шедевра, в котором на смену рисованному стилю пришла вылизанная графика, Том Хэнкс если не стареет клеточно, то артистически деревенеет уже давно (актуальный вопрос, кто здесь на самом деле из дерева: то ли Джепетто, то ли Пиноккио), а мясистая рука Disney проворачивает самое жуткое злодеяние – вынуждает нас вырасти и перестать верить в волшебство. В том числе кинематографическое. Грустно, не иначе.

6-е место

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио в космосе»

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио в открытом космосе»

Какой отважный трюк должны провернуть все сценаристы и режиссеры мира? Конечно же, отправить любимого персонажа в космос. Пиноккио постигла та же участь – в американо-бельгийском мультфильме мальчик по воле Феи снова превращается в марионетку и отправляется в космическом пространстве. Существует большой соблазн назвать ленту 1965 года возмутительной, но полностью игнорировать ее обаяние поистине сложно. Помимо экзотического сеттинга авторы расчехляют совсем уж мощные оружия: Лису и Кота здесь показывают этакими битниками (в соответствии с нравами эпохи), а черепаху Нуртла превращают в секретного инопланетного агента. Вывод простой: какие были нравы, таким и получился «Пиноккио» – слегка взбалмошным и открытым ко всему новому.

5-е место

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио и император ночи»

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио и император ночи»

Пиноккио и Сверчок отправляются искать заколдованную шкатулку, пытаясь опередить Скалавага, Игоря и Императора Ночи. Этот мультфильм – продолжение памятных приключений мальчика, которому выпала фортуна стать настоящим. Главное преимущество этой версии – тщательное следование сюжетным линиям оригинального романа (превращение Пиноккио в марионетку выглядит действительно душераздирающим). Однако критики не оценили историю о соблазнах и искушениях, которую транслировал анимационный проект Хэла Сазерленда: «Императора Ночи», несмотря на мрачные обертоны, бодрые музыкальные номера и богатую персонажную фауну, смело выбрасывают из пантеона лучших экранизаций Карло Коллоди. В конце концов когда персонажи «Пиноккио» переходят в общественное достояние и знакомая история варьируется в свободных фантазиях художников, то невозможно представить, чтобы все остались довольны.

4-е место

Кадр из фильма «Приключения Пиноккио»

Кадр из фильма «Приключения Пиноккио»

Молодой Джонатан Тейлор Томас оживает в качестве куклы, а Мартин Ландау преображается в Джеппето. Вероятно, вышла одна из наименее известных адаптаций итальянской сказки – выпустили ее в 90-х, когда казалось, что повсеместный интерес к истории Пиноккио все-таки упал (но не тут-то было). Эта адаптация перво-наперво пленяет своей кустарной ручной работой: здесь жутко вытесанный образ Пиноккио, а также проглядывается попытка режиссера нащупать мрачную тональность, оборвав детскую сказку и начав мрачную драму. Из неожиданностей: мы узнаем о тайной любви мастера Джеппето к женщине по имени Леона, да и без сюрпризов с образом антагониста тоже не обошлось – образ Лоренцини и вовсе синтезирован из трех самостоятельных персонажей сказки Коллоди. Не стоит удивляться, что на выходе фильм приняли холодно и посчитали, что он лишен магического дарования, которым обладали творцы Disney. Кто ж с этим поспорит-то.

3-е место

Роберто Бениньи в роли Джепетто на кадре из фильма «Пиноккио»

Роберто Бениньи в роли Джепетто на кадре из фильма «Пиноккио»

Прямота и беспристрастность всегда отличали творчество Маттео Гарроне. Его версия «Пиноккио» – чарующее исследование таких явлений, как детский опыт, познание мира и тяга к рукотворному совершенству. Безусловно, помимо общего следования сказочному антуражу здесь есть свои «фишки». Например, с особым чувством тревоги обыгрывается сцена с Лисом и Котом, которые вешают Пиноккио на дереве. А Роберто Бениньи — актер, существующий в авангарде независимого европейского кино, — берет на себя причудливую роль отца Джеппето. Умеренная доза итальянского неореализма плюс сказочное волшебство – рецепт если не идеального, то одного из самых запоминающихся выходов деревянного мальчика на экран. Великой ошибкой было бы им пренебречь.

2-е место

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио»

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио»

Это захватывающее приключение от Disney прочно вписалось в корпоративную хрестоматию студии. Надо понимать, что «Пиноккио» – не только первый выход деревянного мальчика на экран, но и, вслед за «Белоснежкой», стартовый проект диснеевских аниматоров, в котором отчетливо сформировался узнаваемый стиль. Несмотря на магию и присутствие Голубой Феи, авторы не постеснялись превратить «Пиноккио» в мрачное путешествие: на Острове удовольствий детей запросто превращают в ослов, кукольный театр Стромоболи походит на образ капиталистической эксплуатации, а эпизод с монструозным китом, из которого выбираются Джеппето и Пиноккио, что тут говорить, — непререкаемая классика мирового кино. Американцы пересобрали итальянскую сказку Коллоди как конструктор, подключив буйный полет фантазии и одновременно любовь к оригиналу.

1-е место

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Кадр из анимационного фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Мексиканский король готики и макабра перекраивает сказку Коллоди в своих целях. «Пиноккио» дель Торо — не только победа художественного дизайна и кукольной анимации, но и вдумчивая социальная драма о людях и монстрах, перетасованная видением мастера. Милитаризированная Италия 30-х с презрением смотрит на деревянного мальчика, а местные жители видят в нем дьявольскую силу. Во всем этом кукольном механизированном мире дель Торо чувствуется единая канва, которая была задана в «Хребте дьявола» и «Лабиринте Фавна». Вселенная «Пиноккио» хрупка как ручные куклы-марионетки, в силу несовершенства склонные к поломкам. Сам же Гильермо создает, возможно, самый совершенный и поистине душераздирающий мультфильм последних десятилетий.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?