В 2022 году культовому анимационному фильму «Ледниковый период» исполняется 20 лет. Чтобы отметить круглую дату, создатели подготовили новую серию о приключениях ласки Бака, а мы составили рейтинг всех частей франшизы от худшей к лучшей.
Двадцатилетие франшизы стало поводом для выхода новой части, посвящённой любимому персонажу фанатов серии — безумной ласке Баку, живущей в подземном мире динозавров. Мультфильм должен был как минимум превзойти уровень неудачного пятого фильма и навеять воспоминания о прошлых частях. Однако что-то все же пошло не так: пандемия ограничила время работы режиссёра-дебютанта Джона Донкина над картиной, в результате чего пострадал не только сценарий картины, но и техническая сторона продукта.
Анимация новой части «Ледникового периода» застряла где-то в прошлом десятилетии, что привело к исчезновению атмосферы мира, в котором разворачивается большинство событий. Царство динозавров, полное ярких красок и необычных существ, растеряло свою уникальность. Большинство новых персонажей, появившихся в ленте, не способны конкурировать со старыми: Зи — подружка Бака — ближе к финалу и вовсе начинает раздражать своим нытьем.
Вызвать ностальгию по прошлым частям создатели также не смогли. Напомнив зрителям за первые пятнадцать минут события предыдущих мультфильмов, режиссёр концентрируется на изучении новых героев, отправив старых в путешествие, чтобы найти сбежавших опоссумов. Данная сюжетная линия создает лишнюю драматургическую нагрузку, отчего в «Приключениях Бака» не появится Скрэт. А без одного из главных символов продолжение «Ледникового периода» смотрится неполноценно.
«Столкновение неизбежно» — ещё одна неудачная часть франшизы, которую не любит большинство фанатов серии. Дело в том, что при работе над пятой частью фантазия создателей анимационной серии зашла слишком далеко: погоня белки за орехом стала причиной катастрофы планетарного масштаба, в результате чего на Землю отправился осколок метеорита, а также поводом для образования всей нашей Галактики. Завязка данной части не только нарушила логику всей франшизы, но и будто показала, что новая серия — фансервисное продолжение, созданное ради продажи продукции по мультфильму.
В пятой части пропали шутки, которые были сильной стороной всего «Ледникового периода». И если четвёртая картина ещё как-то пыталась увеличить пространство для их использования, добавляя в сюжет бабушку Сида, то «Столкновение неизбежно» полностью потеряло атмосферу первых частей. Теперь вместо сатиры на наш мир, которая была отражена в поведении главной троицы, аудитория вынуждена наблюдать за тем, как белка играет в бильярд планетами нашей Галактики, меняя их ландшафты.
Слабые места есть и в сценарии, который предлагает базовый конфликт отцов и детей между Мэнни и его дочерью Персиком: ее парень явно приходится не по душе скептичному мамонту, отчего и возникает недоверие. Наладить взаимоотношения герои и пытаются на протяжении всей ленты — разумеется, в финале общий язык будет найден. Однако из-за того, что даже юные зрители видели похожие сюжеты неоднократно, полного сопереживания героям так и не возникнет.
«Континентальный дрейф» — самая необычная часть франшизы, которую трудно воспринимать в совокупности с дебютным мультфильмом. Если первые картины предлагали необычный взгляд на жанр роуд-муви, наделяя его гуманистскими идеями, то четвёртая — не более чем летнее приключение, напоминающее смесь «Пиратов Карибского моря» и «Форсажа».
Знакомые нам звери из первой части попадают в открытый океан на небольшую льдину, где встречают пиратскую банду, сильно отличающуюся в своих представлениях о семейных ценностях. Вместе персонажам предстоит столкнуться в опасной погоне, которая затронет жизни семьи Мэнни.
Абсолютная безбашенность и несерьёзность происходящего, а также атмосфера масштабного путешествия по открытому океану способны впечатлить любую аудиторию, к тому же «Континентальный дрейф» предложит ещё и необычный взгляд на тему переходного возраста.
«Эра динозавров» — самая динамичная часть франшизы, работающая по классическому драматургическому принципу: знакомая семья из первых частей попадает в необычную локацию подземного мира динозавров, где вынуждена адаптироваться под его крайне неблагоприятные условия.
Третья часть «Ледникового периода» подарила «новое дыхание» всей франшизе, добавив в неё несколько ярких персонажей — маму Дино и ласку Бака, — которые стали культовыми с первого появления. Пожалуй, «Эра динозавров» — единственная серия «Ледникового периода», которая смогла дать действительно обновлённый взгляд на предыдущие события, а вдобавок и предложить интересное исследование темы материнства, которую создатели рассмотрели сразу с нескольких сторон.
Однако, создавая свою уникальную атмосферу во время просмотра, «Эра динозавров» вызывает ряд вопросов после сеанса, отчего возникают мысли о надуманности происходящих событий. Да и само введение Бака до выхода пятой части пускай и было довольно интересным в контексте третьего фильма, но так и не получило никакого масштабного развития. К сожалению, эти детали и не позволяют воспринимать «Эру динозавров» лучшим фильмом во всей франшизе, хотя полюбить его не составит труда.
«Ледниковый период» — безусловно, классика современной анимации, которую многие полюбили ещё в самом детстве. Простая история о том, как трое непохожих зверей — ленивец Сид, мамонт Мэнни и саблезубый тигр Диего — несли человеческого ребёнка к родителям, стала не только главным анимационным хитом 2000-х, но и, возможно, главным мультфильмом ХХI века. Однако даже это не позволяет считать первый «Ледниковый период» лучшим во всей серии.
Первая часть лишь закладывала основы для продолжений, отчего смотреть фильм через двадцать лет несколько скучновато: он чуть-чуть уступает в динамике современным представителям жанра, поэтому и быстро наскучивает. Да и на фоне шедевров студии PIXAR большинство конфликтов, поднятых двадцать лет назад, смотрятся надуманно и предсказуемо, за исключением линии Мэнни, которая до сих пор способна вызвать слёзы на глазах.
«Глобальное потепление» — пример продолжения, которое усилило первую часть, окончательно сформировав структуру самого проекта. Семья главных героев начала расти, отчего у создателей возникло больше тем, нуждающихся в исследовании.
Вторая часть «Ледникового периода» — лента не только о первой и неловкой любви, но и о принятии себя: не важен твой облик, если внутри чувствуешь себя по-другому (что более чем актуально сегодня). Более того, это и злободневное высказывание об экологии: глобальное потепление приближается и к нам.
Во второй части франшизы чувствуется, что окружающая среда действительно представляет опасность для героев: лёд тает, странные древние существа, напоминающие рыб, пробуждаются. Да и то, что справиться с угрозой экологической катастрофы способно лишь объединение (они отправляются на корабль, что может служить отсылкой на Ноев ковчег), уже находит отражение в реальности, когда единственным спасением от серого окружающего мира стали разговоры с родными людьми.