
В международный прокат вышел «Пункт назначения: Кровные узы» — долгожданное продолжение серии хорроров о невидимом роке, что следует за людьми, чудом избежавшими смертельной катастрофы. Пройдя длинный путь из пяти фильмов, которые любили зрители и ненавидели критики, «Пункт назначения» ушел на покой в 2011 году. Повод для возвращения франшизы оказался более чем достаточным — «Пункт назначения» отмечает 25-летний юбилей! В честь такого события мы пересмотрели серию и расставили части в правильном (не хронологическом) порядке: от самой отвратительной до легендарной.
6-е место
Невероятно, но факт: «Пункт назначения 4», он же «Пункт назначения 3D», — одна из самых кассовых частей франшизы, которая обязана своим успехом выбранному техническому формату (билеты на сеансы 3D, как правило, значительно дороже обычных). Тем не менее четвертый «Пункт назначения» — редкий по современным стандартам случай, когда сборы совсем не показатель качества. Сюжет фильма следует базовой траектории: группе незнакомцев чудом удается избежать страшной аварии на ипподроме. Недосчитавшись жертв, «старуха с косой» начинает собирать новый кровавый урожай. «Пункт назначения 4» добавляет в сюжет снятые крупным планом видения — так, чтобы максимально эффектно использовать в кадре 3D, — начисто уничтожая концепцию хитросплетений смертельных случайностей, которую так полюбили фанаты серии. Дешевая компьютерная графика и скромный (даже по меркам нулевых годов) хронометраж — всего 82 минуты — не позволяют зрителям вовлечься в сюжет или хотя бы привыкнуть к персонажам, которые даже не пытаются казаться симпатичными. Вспомнить хотя бы карикатурного расиста Картера (Джастин Уэлборн), чья скоропостижная кончина не вызывала ни страха, ни сожаления.
5-е место
После 3D-монстра, снятого каскадером Дэвидом Р. Эллисом, «Пункт назначения» вернулся на круги своя — создатель пятого фильма Стивен Куэйл учел ошибки предшественника, сняв солидную катастрофу с обрушением моста, которая реально поражает масштабом и человеческими потерями. Впрочем, побочная сюжетная линия об агенте ФБР (Кортни Б. Вэнс), который следует по пятам невидимого убийцы, скорее раздражает и не привносит в фильм ничего действительно интересного. Куэйл почти полностью отказывается от трюков, снимая несколько красивых, но очень мультяшных убийств, — культовая сцена в гимнастическом зале не даст соврать. «Пункт назначения 5» также возвращает во франшизу знакового персонажа Тони Тодда, поддерживая, таким образом, общую мифологию франшизы о том, что Смерть ведет собственный отсчет. И с ней, как ни странно, можно договориться. Более того, пятый «Пункт назначения», ставший временной точкой для франшизы, дарит зрителям один из самых неожиданных финальных поворотов, который закольцовывает сюжет всей серии, предавая ему чуть больше смысла.
4-е место
Оригинальный «Пункт назначения» режиссера Джеймса Вонга — неровный, в меру развлекательный ужастик, который разогрел потенциал франшизы, определив сюжетное лекало для развития последующих частей. Первый «Пункт назначения» — самая безопасная и приземленная часть серии, а оттого менее триггерная. Фильм задает относительно низкую планку графического насилия, проверяя зрительские нервы на прочность. Каждая последующая часть «Пункта назначения» будет чуть более извращенной в плане убийств и чуть менее адекватной в плане здравого смысла. Первый фильм выигрывает за счет оригинальности подхода, который был позаимствован из невышедшего эпизода «Секретных материалов», однако сравнения с сиквелом и даже триквелом все же не выдерживает.
3-е место
Триквел «Пункта назначения» — первая часть франшизы, в которой появились комедийные элементы (пусть и не всегда удачные). Режиссер Джеймс Вонг лишил эту часть привычной атмосферы тревоги, выбрав осознанный путь дестигматизации Смерти — как откровенно абсурдной, слишком затянувшейся шутки. Главными героями фильма вновь становятся старшеклассники, которые едва не погибают в катастрофе на «американских горках». Жуткое предвидение Венди (Мэри Элизабет Уинстед) вынуждает ее и соседей по вагончику покинуть «Полет дьявола» как раз перед тем, как поезд сойдет с рельсов, а все пассажиры, в том числе бойфренд Венди, погибнут. Переход из ужаса в самопародию — логичная точка развития для «Пункта назначения», который неоднократно ругали за нереалистичность смертей, показанных на экране. Триквел франшизы, пожалуй, единственная часть, которой удалось сохранить баланс между смешным и ужасным — сцена случайного самоподжога в солярии не даст соврать. Тем не менее сюжет не добавляет ничего нового к лору «Пункта назначения», который на протяжении двух фильмов продвигал идею о том, что человек сам творит свою судьбу, а со Смертью при желании можно договориться. Вонг полностью обнуляет эту арку, позволяя Смерти уйти на победной ноте — если верить плот-твисту в самом конце. И даже Тони Тодд не может спасти ребят, ведь его попросту нет в фильме.
2-е место
После затяжной десятилетней паузы творческий ребут «Пункта назначения» стал бы самым последовательным и логичным шагом продюсеров, однако они пошли дальше. Шестая часть «Пункта назначения» — духовный приквел франшизы о неизбежном роке, который объединяет сюжеты всех предыдущих частей и наконец дает логическое объяснение всему происходящему. Режиссеры Зак Липовски и Адам Стейн не стесняются ломать привычные правила: в центре сюжета впервые оказывается целая семья, смертельная катастрофа случается вообще в другом веке. Предзнаменование приходит к беременной женщине, а все ее потомки оказываются обреченными на мучительную, пусть и отложенную смерть. Каждая сцена убийства пестрит «пасхалками» и отсылками к другим фильмам серии «Пункт назначения» — что является особой отрадой для преданных фанатов. Шестая часть на собственном примере доказывает, что хоррор-франшиза о неисповедимости судьбы всегда была актуальна и нуждалась лишь в более смелом подходе. Тем не менее успех «Пункта назначения 6» во многом обоснован существованием предыдущих частей, которые подготовили для него достойное приданое.
1-е место
По традиции всех голливудских сиквелов, «Пункт назначения 2» не только значительно расширяет идеи оригинала, масштабируя и совершенствуя показанные в кадре убийства, но и поднимает перед главными героями новую планку — теперь их убивают в обратном порядке. Момент столкновения автомобилей с огромным лесовозом даже спустя 15 лет остается одной из самых узнаваемых сцен «Пункта назначения», фактически брендом всей франшизы. Режиссер Дэвид Р. Эллис объединяет сюжет первой и второй частей с помощью еле уловимых сюжетных зацепок, создавая запутанную паутину персонажей, которые в разной степени влияют друг на друга. В будущем фильмы серии «Пункт назначения» окончательно утратят эту связь, превратившись в заурядные блокбастеры-однодневки. Однако сиквел все еще старается быть чем-то большим — за что ему искреннее спасибо. Главные герои не просто пытаются обхитрить Смерть, они бегут с ней наперегонки и в конце концов находят лазейку для персонального хеппи-энда. «Пункт назначения 2» — единственная часть серии, которой удалось подарить зрителям надежду на чудо: студентке Кимберли (Эй Джей Кук) и офицеру Томасу (Майкл Лэндис) удается не только спастись от злого рока, но и найти любовь.
Аксиома "нету жанра задротнее, чем качественный ужастик" в очередной раз подтверждена.
Никогда не мог понять: чтобы что? Ну, капля адреналина капает в кровь при каждом лопнувшем черепе. И ччо? Ради этого стоит городить весь этот невоооооооообразимо унылый огород? Да проще новости посмотреть.
ИМХО, конечно