Бэтмен — один из старейших супергероев — впервые появился на страницах комиксов 1 мая 1939 года. Наряду с Суперменом и Чудо-женщиной он всегда считался частью «святой троицы» DC Comics. За последние 80 лет поп-культура так и не смогла найти более выдающегося героя: каким-то уникальным образом Летучая Мышь совмещал личность мрачного мстителя, благородного филантропа и просто парня с серьезными психологическими проблемами.
Несмотря на то что Бэтмен начинал путь как персонаж комиксов, он неоднократно оказывался и на больших экранах. Первым появлением Темного рыцаря в кино стал малобюджетный черно-белый сериал 1943 года, а последним — монументальный нуарный триллер с Робертом Паттинсоном.
По случаю дня рождения любимого супергероя вспомнили его самые яркие киновоплощения — от наименее интересного до выдающегося.
Если «Бэтмен навсегда» вернул Темному рыцарю утраченную популярность, то «Бэтмен и Робин» определенно отправил героя в тираж. Фанатам не понравились ни экстремальный уровень кэмпа, ни новая версия Бэтгерл в исполнении Алисии Сильверстоун, ни злодеи в лице Мистера Фриза — Арнольда Шварценеггера и Ядовитого Плюща — Умы Турман. Отдельную ненависть вызвали злосчастные соски на броне Бэтмена, которые к двадцатым годам успели превратиться в мем. Даже Джордж Клуни демонстративно отрекся от роли Бэтмена, не выдержав многочисленных нападок зрителей. Позорный провал «Бэтмена и Робина» включил культового супергероя в негласный «кинобан» — фильмы с участием Брюса Уэйна не появлялись на больших экранах вплоть до 2005 года. А новая версия защитника Готэма, представленная Кристофером Ноланом, была радикально противоположна той, что продвигалась в 90-х.
Киновселенная DC, созданная Заком Снайдером, выглядела крайне воодушевляющим проектом — но, увы, только на бумаге. «Бэтмен против Супермена», к сожалению, не оправдал ожидания миллионного пула зрителей, став одним из самых слабых фильмов не только о Бэтмене, но и о Супермене. Это также определенно худший фильм с персонажем по имени Марта (мать Брюса и Кларка — прим. ред.), с худшим судебным разбирательством и худшим злодеем в исполнении Джесси Айзенберга. Главная проблема Снайдера заключается в том, что он так и не смог интегрировать культовых супергероев в одну киновселенную. Фактически «Бэтмен против Супермена» является сиквелом «Человека из стали», на деле же картина должна была стать своего рода ответом «Мстителям», самому амбициозному кроссоверу в истории кино. Но, в отличие от Джосса Уидона, Снайдеру не хватило мастерства сторителлинга для того, чтобы по-настоящему раскрыть своих персонажей. Бэтмен в исполнении Бена Аффлека похож на одутловатого скучающего мужчину, но никак не на рыцаря Готэма.
«Бэтмен навсегда» стал третьим проектом оригинальной франшизы Тима Бертона, роль Темного рыцаря на этот раз взял на себя Вэл Килмер. Это был первый фильм серии, в котором использовался более «светлый» тон повествования, поскольку роль постановщика на себя взял не Бертон, а Джоэл Шумахер. Вероятно, самый большой недостаток картины заключается в том, что в ней практически нет Бэтмена. Шумахер так увлекся второстепенными персонажами, что просто забыл о существовании протагониста, подарив ему от силы две запоминающиеся сцены. «Бэтмен навсегда» также страдает от ужасной графики и откровенно неинтересной любовной линии между героями Килмера и Николь Кидман. Что здесь действительно хорошо, так это злодеи — Джим Керри в роли Загадочника и Томми Ли Джонс в образе Двуликого определенно заслужили отдельной похвалы, однако на этом немногочисленные плюсы ленты заканчиваются.
После большого кассового успеха «Бэтмена» 1989 года компания Warner Bros. поспешила выпустить сиквел. Получившийся в результате «Бэтмен возвращается», вопреки всеобщим ожиданиям, оказался очень мрачной, глубокой картиной, работающей сразу на нескольких уровнях: как блокбастер, как социальная сатира и даже как сказка. Каждая сцена этого фильма по-своему роскошна и буквально пропитана духом европейской готики. Готэм-сити Тима Бертона мало похож на настоящий город, но в этом и заключается его прелесть. «Бэтмен возвращается» выгодно выделяется на фоне других фильмов о супергерое своим интересным авторским стилем, атмосферой и по-хорошему безбашенными персонажами, живущими на грани реальности и гротеска. Бэтмен в исполнении Майкла Китона без особого труда покорил аудиторию джентльменским очарованием, а Женщина-кошка Мишель Пфайффер стала настоящей иконой.
Спустя восемь лет после провала «Бэтмена и Робина» компания Warner Bros. решила возродить историю Бэтмена с помощью в то время еще малоизвестного британского режиссера Кристофера Нолана, который буквально бредил идеей о том, чтобы «заземлить» Темного рыцаря, сделав его больше похожим на человека, нежели на супергероя. Примечательно, что в трилогии Нолана основной упор сделан не на спецэффекты, а на традиционную трюковую хореографию. Отдельный плюс этой версии «Бэтмена» — невероятно талантливый актерский состав (Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Майкл Кейн, Том Харди), где никто не перетягивает одеяло на себя, как это было, например, в «Бэтмене навсегда». Кристиан Бэйл умело держал эмоциональный фон фильма, демонстрируя на экране консервативно мрачного, но благородного мстителя, которому не чужды обычные слабости. Хит Леджер, сыгравший Джокера, проделал не меньшую работу, полностью переосмыслив психологию культового персонажа. К сожалению, не всем фильмам нолановской трилогии удавалось одинаково хорошо держать саспенс и интерес зрителя. Тем не менее «Темный рыцарь» смог оставить свой след в истории кинематографа.
«Бэтмена» Мэтта Ривза сложно оценивать объективно — хотя бы потому, что лента еще не успела пройти проверку временем. И все же новая, нуарная версия истории готэмского мстителя пока что вселяет надежды исключительно на лучшее. В своей работе Ривз, как и Бертон в свое время, сделал основную ставку на сценарий и стиль. И если «Бэтмен возвращается» был готической сказкой, то этот «Бэтмен» все больше напоминает психологический триллер, снятый в лучших традициях финчеровского «Зодиака». Как у любого классического нуара, у фильма замедленный, практически медитативный темп, абсолютно нетипичный для современной супергероики Marvel. Для многих зрителей такой формат стал настоящей проблемой — не все смогут выдержать три часа практически полного отсутствия экшена. Выбор Роберта Паттинсона на роль Темного рыцаря тоже вызвал некоторые вопросы, однако актер, вопреки критике, продемонстрировал отличное понимание персонажа — замкнутого отшельника, вышедшего на путь войны против преступности.
«Бэтмен» 1989 года произвел настоящую революцию в мире супергеройского кино, возродив жанр, который в течение многих лет находился в состоянии комы. Уникальный авторский стиль Тима Бертона и потрясающая харизма Майкла Китона оказались настоящей формулой успеха, которая позволила Голливуду построить еще одну, очень самобытную вселенную DC — даже спустя столько лет она кажется куда ближе к оригиналу, чем все последующие. И сам Готэм, и его многочисленные обитатели выглядели так, будто сошли со страниц комиксов: яркие в своей карикатурности и безумно обаятельные. Джокер в исполнении Джека Николсона до сих пор считается одной из лучших инкарнаций готэмского маньяка. Безумная популярность «Бэтмена» в свое время установила совершенно новую планку для супергеройских блокбастеров, сделав их одним из главных источников дохода киностудий, — и это влияние, как ни странно, ощущается по сей день.