В российский прокат вышел приключенческий боевик «Ларго Винч: Гнев прошлого», третья часть франшизы о неуловимом бизнесмене-миллиардере. В продолжении Ларго будто бы наконец-то может спокойно жить вместе с родным сыном-подростком Нумом, но на них кто-то нападает во время отдыха в Мьянме. В результате атаки Нум исчезает в джунглях, новая задача Ларго Винча — понять, кто стоял за атакой. Параллельно с этим компанию богача обвиняют в закрытии предприятий, что привело не только к увольнению многих сотрудников, но даже к самоубийству одного из них. Акции корпорации Винча падают, поэтому совет директоров решает отлучить его от дел.
Мы поговорили с режиссером-постановщиком Оливье Массе-Депассом о клише экшен-фильмов, новой маскулинности, современных антигероях и о работе с Джеймсом Франко.
Как вы познакомились с персонажем Ларго Винчем?
Я читал о нем комиксы в подростковом возрасте, и для меня Ларго Винч был этаким Джейсом Бондом от финансового мира. Думаю, что это не был лучший комикс в своем жанре, те же приключения Тинтина были намного лучше написаны и нарисованы. Когда продюсеры предложили мне стать режиссером третьей части Ларго Винча, я хотел представить его персонажем, который недополучил отцовской любви. До этого я не работал над блокбастерами, а снимал фестивальное кино, поэтому было интересно поработать с таким материалом и показать свое видение «героя-мачо».
Вы «возвращаете» к жизни франшизу спустя 13 лет после выхода предыдущего фильма. С тех пор образ неуловимого «бизнесмена-плейбоя» устарел, романтизация богачей сейчас не звучит. Как вы поменяли героя под современные реалии?
Мне хотелось посмотреть, как человек, похожий в чем-то на Илона Маска, становится отцом и слышит от ребенка о негативном влиянии бизнеса папы на экологию. Также новый Ларго Винч — это взрослый мужчина, который в одночасье теряет все, но он не готов так просто сдаться. Ларго вырос в детском приюте, и его компания, правление в которой у него пытаются отнять, — единственное напоминание об отце.
В блокбастерах последних лет видно, как меняется образ героя-мужчины: если раньше они были «непробиваемыми» мачо, то теперь они могут быть слабыми, плакать и просить о помощи.
Да, мне важно было раскрыть более мягкую сторону Ларго, его чувствительность и эмоции — надо показывать другой вид маскулинности. Я часто снимаю женское кино, и это видно в моем подходе к разработке персонажа Ларго. Хотя он выглядит как сильный мужчина, внутри он истерзан болью, очень чувствительный человек. Перед началом съемок я много времени общался с исполнителем главной роли Томером Сислеем, чтобы сформировать точный и понятный образ нового Ларго. Между нами не было никаких конфликтов, он тоже был согласен, что Ларго должен измениться.
Похожее зрители увидели в прошлом году в анимационном фильме «Кот в сапогах: Последнее желание»: там Кот страдал от панических атак и не понимал, что с ним происходит. Как вы думаете, почему старые, гипермаскулинные герои больше не привлекают публику?
Подобные Ларго люди находятся в рамках своего субъективного взгляда и не догадываются, что их «добрые» поступки могут быть для кого-то «злом». Когда ты настолько богат, то теряешь контакт с реальной жизнью и не осознаешь, каковы на самом деле проблемы простых людей и как их решать. Они думают, что можно разработать новую, суперэкологичную технологию, не догадываясь, что ради добычи нужных им минералов африканские дети будут работать в шахтах. Мне хотелось показать, что спрятано за красивыми словами об экологичности предприятий.
За последние несколько лет компании Marvel и другим гигантам не удалось повторить успех хитов прошлого десятилетия, а фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» при бюджете в 300 миллионов не собрал и миллиарда по всему миру. Кажется, что блокбастеры о героях с большой буквы «Г» в кризисе — каким вы видите развитие зрительского кино, которое должно собирать в кинотеатрах кассу?
Сложно сказать, но думаю, что антигерои будут популярны. Мы привыкли к тому, что мир бинарен, что сильные и «добрые» мужчины управляют миром, но это совсем не так. Для меня Ларго Винч — это антигерой, он во многом не прав.
Образ антигероя также изменился. Раньше в американских боевиках ими были террористы с Ближнего Востока, но общество поняло, что проводить параллель между чьей-то этничностью и злом не следует. Сейчас будто идут поиски, кто может воплотить антигероя.
В сериале «Пацаны», который мне очень нравится, создатели весьма цинично разбирают супергеройские штампы и смеются над ними. Они на самом деле негодяи, привносящие в мир только хаос. Проблема нашего общества в том, что люди желают увидеть мессию, спасителя, который защитит от всех печалей и ненастий. Но это неправильно, нет такого человека, который мог бы всем помочь.
Роль антагониста в «Ларго Винч: Гнев прошлого» исполнил Джеймс Франко, и нам с ним очень повезло. До Джеймса у меня был крайне негативный опыт работы с американскими актерами, но с ним все было легко. Он быстро понял, что ему как бы нужно сыграть типичного «плохого парня», но который в финале покажет свою другую, чувствительную сторону.
Другое, что уходит из блокбастеров, — это экзотизация чужих культур, эти путешествия героев по разным странам. Как вы работали с этим клише?
Я стремился к реализму, понимая, что человеческий мозг стремится все упростить и не разбираться в чем-то незнакомом. Некоторые сцены мы сняли в Мьянме, и я сделал все возможное, чтобы эти кадры не напоминали рекламную открытку, а выглядели так, будто я показываю родную страну.