1. Фильм Скотта скорей всего, не состоялся бы и не породил бы франшизу, если бы не громкий кассовый успех «Звездных войн» /Star Wars/ (1977). Изначально начальство студии 20th Century Fox не хотело давать «Чужому» «зеленый свет», но передумало, обнаружив, что космическая фантастика пользуется недюжинным спросом и способна приносить деньги. Поскольку единственным готовым к запуску сай-фаем, имевшимся в запасе у мейджора, было «Звездное чудовище» (так на тот момент назывался сценарий Дэна О'Бэннона и Рона Шусетта), «Фоксы» решили рискнуть – и не прогадали. Хотя подстраховки ради перед Ридли Скоттом поставили четкое условие: фильм должен был стоить не больше, чем «Звездные войны».
2. В первых набросках сценария О'Бэннона и Шусетта персонаж Рипли был мужчиной, женских же ролей не предполагалось вовсе. Позже за дело взялся Уолтер Хилл и переписал скрипт процентов на 30, дав героям более универсальные имена, под которыми могли скрываться представители любого пола, и, как итог, центральная партия отошла к девушке. К слову, это был не единственный случай, когда Сигурни Уивер получила роль, изначально написанную для мужчины – та же история позже вышла с «Телевизором» и «Точкой обстрела» /Vantage Point/ (2008).
3. На каком-то этапе «Чужого» едва не запустил в производство король трэш-кинематографа Роджер Корман, которого привел в воодушевление сценарий О'Бэннона и Шусетта. Надо сказать, скрипт был тогда довольно сыр: он уже сменил первоначальное название с «Гремлинов» на «Звездное чудовище», но еще не избавился от лавкрафтианского тона. Персонажи были плоскими, картонными, любили впадать в экзальтацию и носили типично комиксовые имена (Клив Хантер, Чез Стандарт и т.д.). Естественно, с Корманом у руля все это было бы снято за две копейки, и уже через месяц о фильме бы все благополучно забыли. Но, к счастью, «Звездные войны», выпущенные как нельзя более кстати, вернули в Голливуд моду на космический сай-фай и помогли проекту найти инвестора поадеватней.
4. Сигурни Уивер, никому не известная актриса, имевшая в активе лишь пару мелких ролей, явилась на прослушивание в вызывающе длинных, по самые бедра, сапогах, какие носили только проститутки, что, однако, не помешало Ридли Скотту рассмотреть в ней будущую Рипли. Вера в скрытый в девушке потенциал была столь сильна, что режиссер без раздумий отказал всем остальным претенденткам, в том числе стремительно набиравшей популярность Мерил Стрип, которая в том году получила номинацию на «Оскар» за фильм «Охотник на оленей» /Deer Hunter, The/ (1978).
5. Для изображения внутреннего убранства космического корабля Скотт распорядился возвести целостные декорации такого мегаломанического размера, что чтобы выбраться за их пределы, требовалось довольно долго идти пешком. Ощущение запертости внутри декорации нервировало актеров, добавляя их поведению перед камерой реализма. Художник-постановщик Майкл Сеймур рассчитывал пойти еще дальше и выстроить «Ностромо» чуть ли не в натуральную величину, сделав его, согласно сюжету, трехэтажным, но дефицит бюджета не позволил реализовать эту идею.
6. Ридли Скотт хотел, чтобы космические твари выглядели максимально реалистично, однако в конце 70-х качество муляжей оставляло желать лучшего, поэтому материалом для изготовления яиц ксеноморфа и для лицехвата служила натуральная требуха, поставляемая из мясной лавки и от рыботорговцев. Лицехват, показанный на крупных планах, состоял, по словам режиссера, из «устриц и прочих моллюсков с морепродуктами». Правда, вести съемки приходилось оперативно, «потому что все это очень быстро начинало смердеть».
7. Принято считать, что последние 10 минут перед самоуничтожением корабля «Ностромо» показаны в реальном времени. Однако критик Роз Кэвини, решившая пересмотреть фильм с секундомером в руках, обнаружила, что это не так. Хронометраж выстроен довольно причудливо: если полагаться на компьютерный голос, комментирующий отсчет, то выходит, что первые две минуты уложены в 20 секунд экранного времени, следующие две минуты – в 30 секунд, и только последняя минута перед взрывом длится в точности 60 секунд.
8. Лазерное голубое свечение, висящее в воздухе в эпизоде с хранилищем яиц, подарили фильму Роджер Долтри и группа «The Who». По совпадению, как раз в то время, когда Ридли Скотт на Shepperton Studios ломал голову над визуальным решением сцены, на соседней вилле музыканты экспериментировали с лазерами, готовясь к новому концертному туру. По просьбе режиссера они одолжили ему оборудование, благодаря которому знаменитая сцена обрела дополнительную красоту и загадочность.
9. Согласно оригинальной задумке, заголовок ленты – «Alien» – изначально предполагалось выложить на экране частями разорванных человеческих тел. Но такое кровавое вступление не могло пройти сквозь цензурные рогатки того времени, потому Ридли Скотту пришлось придумать другой, широко известный ныне вариант, согласно которому буквы названия медленно проступали сквозь черноту космоса.
10. Первый вариант финала предполагал просто побег Рипли на спасательном шаттле, однако Скотту такое завершение не нравилось. Ему хотелось, чтобы считавшийся мертвым ксеноморф напоследок еще доставил главной героине неприятностей. В итоге постановщик выпросил у студии четыре дополнительных съемочных дня, чтобы снять четвертый акт и надстроить сюжет еще одним мини-финалом, который, по его мнению, должен был «поменять структуру всего фильма». В некотором роде так и получилось применительно ко всему жанру, поскольку «ложные концовки», после которых идет настоящий финал, стали после этого в хоррорных и саспенсных картинах весьма частым явлением. Рассматривался, как говорят, и другой, совершенно противоположный вариант заключительной сцены, согласно которому проникший в спасательный челнок ксеноморф откусывал Рипли голову и, имитируя ее голос, пытался установить связь с Землей. К счастью, этот финал никогда не был снят, что впоследствии позволило Сигурни Уивер еще не раз вернуться к полюбившемуся фанатам кинофантастики образу. Ибо, как дальновидно заметил Сильвестр Сталлоне в схожей ситуации, нельзя просто так взять и убить Рэмбо. Зрители не простят…