Традиции празднования Нового года и Рождества во всех странах по-своему отличаются друг от друга. Неудивительно, что и фильмы получаются настолько разными: влияет не только национальная традиция, но и взгляд режиссёра, жанр, подход сценариста к, казалось бы, простым историям. Рассказываем о непохожих праздничных картинах, которые позволят вам на пару часов оказаться в главных уголках страны и встретить наступающий год в необычной обстановке.
Россия
Куценко запускает фейерверки с собственной головы, таксист под бутиратом в исполнении Цыганова мчится на всей скорости по трассе, а Яна Троянова путешествует по фантасмагоричным декорациям Екатеринбурга в поисках ларька — так проходит Новый год у нас, в России. Чёрная комедия Василия Сигарева гиперболизирует отечественную действительность и превращает торжество в китч, а сюжет о поиске праздничного чуда — в абсурдистскую «одиссею» с алкашами, неблагополучными семьями и обаятельными дураками. Понятное дело, что на достоверность фильм не претендует, но очень точно выхватывает особенности национального характера, в том числе и пресловутую «русскую душу», которая кроется в почти что юродствующей простоте.
Америка
Обойдёмся без праздничной классики — самое время поговорить о современном взгляде, о том, как социальные проблемы вплетаются в сюжеты новых рождественских историй. Харпер (Маккензи Дэвис) приглашает свою девушку (Кристен Стюарт) на семейное празднование к консервативным родителям, но прямо перед приездом выясняется, что она всё ещё не сделала каминг-аут. История о рождественском единстве и поддержке близких в рамках ЛГБТ-ромкома начинает обрастать новыми тезисами: в фильме Клеа Дюваль высокопарные фразы о прощении и принятии любимого человека в кои-то веки обращены и к проблематике меньшинств. Хотя, кроме всего прочего, это ещё и настоящая праздничная комедия, которая задаст нужный весёлый тон перед боем курантов.
Франция
Французская драма Арно Деплешена запомнилась зрителям, во-первых, внушительным перформансом Катрин Денёв, а во-вторых, что важнее, уникальным авторским взглядом на праздник. Пожилые супруги Юнона и Абель впервые за 6 лет планируют отметить Рождество, которое для матери семейства, заболевшей лейкемией, может стать последним. Однако встреча родственников, изначально задуманная как момент долгожданного единения, превращается в вечер откровений и срыва покровов, что способно разрушить и без того хрупкую семью. Взгляд Деплешена на праздник предельно трагичен: стандартный, если угодно, попсовый образ торжества его не интересует и, более того, деконструируется в сугубо пессимистичном ключе. Оттого вдвойне циничнее выглядит слово «Сказка» в названии фильма, всю эту сказочную атмосферу уничтожающего с первых минут действия.
Япония
От live-action — к мультфильмам. Мастер аниме Сатоси Кон всегда умел рассказывать трогательные истории в запоминающихся городских сеттингах, но «Однажды в Токио», по крайней мере в отношении рождественских сюжетов, — настоящий прорыв. В сочельник жители улиц — алкоголик Джин, трансвестит Хана и беспризорница Миюки — натыкаются на потерянного младенца и решают отыскать родителей ребёнка. Путешествие униженных и оскорблённых в декорациях одновременно холодного и сказочного города повторит уже сотню раз пройденный, но по-прежнему необходимый урок добродетели. Красота «Однажды в Токио», впрочем, не в самой истории, а в том, как её рассказывают — через броские цветастые образы и эффектные визуальные метафоры, которые оказываются чувственнее всяких устаревших истин о Рождестве.
Финляндия
Рождественские ужастики — не редкость (вспомните хотя бы «Крампуса» или классических «Гремлинов»), а «Санта на продажу» остается, пожалуй, одним из самых знаменитых жутких праздничных фильмов XXI века. Вдвойне любопытно, что снят он был не в Голливуде и даже не в главных европейских странах, а в скромной Финляндии, которая, скажем прямо, не то чтобы славится специфичными ужастиками, способными найти отклик у массовой публики. Однако «Санта на продажу» стал прецедентом: речь не о популярности мировых масштабов, но по крайней мере о признании в узких кругах синефилов. И тут с киноманами грех не согласиться — сложно обделить вниманием фильм, где финские оленеводы пытаются убить озверевшего помощника Санта-Клауса (хотя скорее — просто не умереть). Идеальный вариант для тех, кто устал от сентиментальных праздничных картин и жаждет кровавого угара.
Швеция
Бессмертная классика главного шведского режиссёра Ингмара Бергмана, за всю свою карьеру успевшего изучить большинство парадоксов человеческой личности, тоже идеально подходит для любителей рождественского кино. Фильм, разумеется, не об этом, однако первая его глава — «Семья Экдаль празднует Рождество» — рисует идиллический портрет семейства в канун праздника. Позже сложносочинённая драматургия Бергмана разовьёт этот зачин в настоящую романистскую историю о смерти детства, но сцены из открывающей части навсегда запомнятся зрителю как лучшая репрезентация старомодного семейного празднования Рождества.
Италия
Незатейливая подростковая комедия, которая вряд ли удивит любителей рождественского кино, но придётся по душе зрителям, желающим посмотреть перед Новым годом что-то старомодное и расслабленное. Сюжет о противостоянии двух семей (одна с аристократическими повадками, другая — грубая и неотёсанная) развивается в слэпстик с падениями, катаниями на лыжах и наивным любовным сюжетом. «Рождественские каникулы» не только возвращают дух праздника — они ещё и возрождают атмосферу 80-х, по-своему очаровательную своей непосредственностью.