Завораживающая и грандиозная китайская рисованная сказка в духе творений Хаяо Миядзаки
Девушка по имени Юна живет в волшебном мире, который сокрыт под землей, ниже дна океана. Там обитают существа, которые наделены магической силой и призваны управлять явлениями природы и заботиться о душах умерших людей. Когда подземным жителям исполняется 16 лет, они на неделю отправляются в человеческий мир в облике красных дельфинов. Во время своего странствия Юна запутывается в рыбацких сетях и едва не погибает. Девушку спасает живущий на берегу юноша, но сам при этом попадает в водоворот и тонет. Мучимая угрызениями совести Юна выкупает погибшего за половину срока своей жизни и получает от Хранительницы Душ маленькую рыбку, в которой живет воскрешенная душа спасителя Юны. Теперь девушка должна в тайне от соплеменников заботиться о рыбе, чтобы она стала достаточно большой и сильной для возвращения в родной мир и обретения человеческого облика.
В то время как великий аниматор Хаяо Миядзаки то уходит на пенсию, то запускает новые проекты, его коллеги пытаются убедить публику, что в мире восточной анимации есть и другие режиссеры, которые могут создавать феерически красивые рисованные ленты о решительных девочках и девушках. Обычно этим занимаются в Японии, однако у Миядзаки есть духовные преемники и в Китае, где живут режиссеры романтической сказки «По ту сторону океана» Лян Сюань и Чжан Чунь.
Графические и идейные параллели между творчеством Миядзаки и дебютным фильмом китайских аниматоров вполне очевидны, но все же «По ту сторону океана» – самостоятельное произведение, пропитанное китайской мифологией и замешанное на китайском образе мыслей. В то время как Миядзаки почти всегда рисовал истории о взрослении через исследование мира, поиск приключений и честный труд, лента Ляна и Чжана убеждает зрителей, что взрослая жизнь – это осознание чувства долга и готовность к самопожертвованию.
Земной рыбак жертвует собой ради красного дельфина. Юна жертвует собой ради своего спасителя. Лучший друг Юны по имени Сэн жертвует собой ради Юны. Дедушка героини жертвует собой ради Сэна… Поразительный, но вполне закономерный круговорот самопожертвования, которое в «По ту сторону океана» перестает быть уникальным подвигом и становится хорошо знакомым в России массовым героизмом. Поэтому в нашей стране китайскую картину понять проще, чем на Западе, где «По ту сторону океана» ставит критиков в тупик.
Это, правда, не значит, что Лян Сюань сочинил безупречный сценарий. Основная сюжетная линия захватывающа, трогательна и по-своему мудра, но второстепенные линии просят доработки напильником. Скажем, столкновения персонажей с Хранительницей Злых Душ – это чеховская двустволка, которая стреляет лишь из одного ствола. Может быть, аниматоры сделали задел для сиквела?
Также странно смотрится передача статуса главного героя от Юны к Сэну, который во второй половине фильма фактически становится основным действующим лицом. Зато теперь у всех любителей поговорить о френдзоне есть рисованный покровитель, поскольку френдзона Сэна – самая эпичная из всех френдзон в истории мема. Бравый герой готов пожертвовать собой, чтобы его возлюбленная была с парнем из другого мира! И хотя это его бесит, Сэн идет до конца.
Если о сценарии «По ту сторону океана» можно долго рассуждать, выделяя его сильные, слабые и необычные стороны, то с изображением мультфильма и его магической атмосферой все просто – они великолепны. Каждый кадр ленты можно повесить на стенку как живописное полотно, а обширный волшебный мир «По ту сторону океана» неистощим на сюрпризы – будь то облики его обитателей, демонстрации магических способностей или причуды самых могущественных чародеев. Картина поражает и восхищает с начала и до финала.
Возможно, найдутся те, кому «По ту сторону океана» покажется слишком причудливой и эксцентричной. Но согласитесь, что лучше избыток творческой энергии, чем ее недостаток. Особенно сейчас, когда кинотеатры ломятся от приквелов, сиквелов, ремейков и экранизаций. Так что, хотя китайским аниматорам еще есть куда развиваться, они уже могут собой гордиться.
С 9 августа в кино.