Единственный российский фильм-участник основного конкурса Шанхайского кинофестиваля-2023.
Нина (Юлия Пересильд) сидит на подоконнике номера в отеле, за окном ночной Тбилиси, в телефоне сообщения от мужа Вовы (Кирилл Кяро), на сердце беспокойные мысли о давнем друге, а может быть, и любовнике Руслане (Евгений Цыганов). Ради него она прилетела из Москвы в Сакартвело (Грузия), мужчина смертельно болен и совсем не собирается лечиться, таков бунтарский характер Руслана. Волей судьбы Нина знакомится на рынке с молодым Лери (Андро Чичинадзе), но ее совсем не привлекают интрижки на одну ночь с незнакомцем. Одиночество маленького путешествия подталкивает Нину к саморефлексии.
Режиссерка фильма Оксана Бычкова абсолютно незаслуженно находится в тени российской индустрии. Хотя ее дебют «Питер FM» моментально стал хитом и уже вошел в историю отечественного кино 2000-х годов, последние работы Бычковой совсем не привлекали широкую аудиторию. Хорошо, что авторы ценятся не за уровень популярности, а за ум и мастерство — картины Оксаны Бычковой культурно заряжены. В «Питер FM» можно найти отсылки к шедеврам Михаила Калатозова и экспериментальному кино 20-х годов, а в «Нине» — параллели с «Трудностями перевода» Софии Копполы и приемы из видеоарта Билла Виолы «Хождение по краю».
В «Нине» авторка снова поработала со сценаристкой Любовью Мульменко, еще одним ярким женским голосом российского кино. В своем режиссерском дебюте «Дунай» Мульменко тоже отправляла героиню в другую страну (в Сербию), знакомила с молодым человеком и предлагала выбрать между жизнью прошлой в России с кучей обязанностей или новой за границей, а оттого очень страшной. В нынешних условиях путешествие женщины в Сакартвело за умирающим другом звучит трагически, многие детали «Нины» напоминают о ситуации людей, уехавших за последние полтора года. Сигареты и алкоголь, чувство оторванности и отстраненности, фатализм и весточки от близких, оставшихся где-то там, за тысячи километров — звучит, будто это все про тысячи российских эмигрантов. Но кажется, что Оксана Бычкова не опиралась на новостной контекст, а случайно нащупала пульс нервных времен. Это не делает ее кино менее ценным, скорее открывает целое поле возможностей для интерпретаций.
Структурно сюжет «Нины» выстроен по законам женского романа (родоначальницей жанра считается Джейн Остин), где героиня находится внутри любовного четырехугольника. На периферии ее интимного горизонта виднеется скучный муж, которому женщина изменяет с токсичным любовником, и в итоге от обоих уходит к третьему, уже милому и доброму кавалеру. Любовь Мульменко и Оксана Бычкова также перекладывают антагонистку из постели в постель, но не ради любовных страстей. Нину совсем не манит страсть, ее волнует близость смерти. Она хочет разобраться в себе, потому что не может честно ответить на вопрос, зачем поехала к Руслану. Ответ второстепенен, интереснее уловить призрачные чувства героини. Нина счастлива, но прежняя жизнь ее не устраивает: воздух в фильме наполнен напряжением и предчувствием конца. Размеренный темп повествования иногда сбивают неуместные туристические сценки, но до самого конца Бычковой удается сохранить честную интонацию (в отличие от Бориса Хлебникова в «Снегире»). В 2022 и 2023 годах тревожные мысли заполонили все пространство, от них не скрыться даже в горах, где нет никакой связи со знакомым миром. Прошлое живет в сердце и умрет вместе с ним.