Выдающийся постапокалиптический триллер о девочке-зомби, которая чувствует жажду крови, но сохраняет человеческий разум
Выдающийся постапокалиптический триллер о девочке-зомби, которая чувствует жажду крови, но сохраняет человеческий разум.
Прошло более десятка лет с тех пор, как по планете распространилась зомби-эпидемия. Почти все человечество заразилось, и нормальные люди остались лишь на военных базах. В одной из таких баз на юге Англии содержатся дети, которые были в утробе матерей, когда те заразились. Как и другие зомби, эти подростки жаждут человеческой плоти и бросаются на людей, если чуют их запах. В остальном, однако, они ведут себя как нормальные, разумные ребята их возраста. С ними можно спокойно разговаривать, если намазаться гелем, перебивающим человеческий запах. Когда оборона базы разваливается под напором зомби, в живых и на свободе остаются лишь несколько солдат, сержант Паркс (Пэдди Консидайн), учительница Хелен (Джемма Артертон), врач Колдуэлл (Гленн Клоуз) и Мелани (Сенния Нануа), самая умная из детей-зомби. Они решают направиться в штаб, путь в который лежит через заброшенный Лондон.
Чтобы взглянуть дальше других, нужно встать на плечи гигантов. Это знаменитое замечание Исаака Ньютона применимо не только к науке, но и к жанровому творчеству, где многие замечательные произведения были созданы с помощью добавления новых идей к ранее существовавшим выдающимся творениям.
В случае британской книги Майка Кэри и британского же фильма «Новая эра Z» (или «Дары Пандоры») ранее существовавшее творение – изданная в 2013 году видеоигра The Last of Us, ставшая одним из высших достижений своего жанра. Параллели между двумя повествованиями очевидны. И там, и там зомби-болезнь передается со спорами загадочного грибка, который постепенно превращает зомби в полурастительные существа. И там, и там зомби слепы, что позволяет героям при должной сноровке просачиваться мимо монстров, а не сражаться с ними при каждом столкновении. И там, и там ключевым персонажем является девочка с уникальными способностями, которая может стать спасителем человечества. И там, и там в определенный момент встает вопрос, можно ли пожертвовать жизнью этого удивительного ребенка ради вакцины, эффективность которой отнюдь не гарантирована.
Тем не менее «Новая эра Z» – ни в коем случае не клон видеоигры, а развитие и переосмысление ее идей по методу Ньютона. Если в The Last of Us основным героем является взрослый мужчина, который принимает главные сюжетные решения, то «Новая эра Z» – это история Мелани, девочки-зомби. Ее взрослые спутники – всего лишь спутники, хотя их играют известные актеры. В сущности, «Новая эра Z» – причудливый «роман воспитания», в котором Мелани проделывает путь от маленькой пленницы до лидера оставшихся в живых. Это одновременно завораживающая и пугающая история, поскольку, при всей своей девичьей человечности, Мелани – не человек. И картина не раз об этом напоминает самым жестоким образом.
«Новая эра Z» не удовлетворила бы поклонников жанра, если бы там не было кровавых побоищ и пожираний заживо. Фильм обеспечивает все это, сполна отрабатывая рейтинг «18+». Но называть его «зомби-боевиком» язык не поворачивается, потому что кровь здесь не самоцель, а часть жанрового антуража. В первую очередь шотландского режиссера Колма МакКарти (сериалы «Доктор Кто», «Шерлок») волнуют не убийства, а конфликты внутри команды уцелевших и постепенное раскрытие Мелани как центральной героини. Фильм и фигурально, и буквально в определенный момент снимает с девочки намордник (детей на базе содержали с такими же предосторожностями, как Ганнибала Лектера), а затем наблюдает за тем, что она делает, когда получает свободу, и как развивается ее представление о мире, об ее сопровождающих и о себе.
Казалось бы, у дебютантки Сеннии Нануа не было шансов выделиться на фоне Артертон и Консидайна – не говоря уже о шестикратной номинантке «Оскара» Гленн Клоуз. Но фильм так грамотно выстроен, что звезды не загораживают девочку, а поддерживают ее, помогают ей блеснуть в образе с огромным диапазоном, от школьной «зубрилки» до безжалостной убийцы. И Нануа превосходно справляется. «Новую эру Z» стоит увидеть, чтобы насладиться игрой девочки и оценить, какие моральные, этические, психологические вопросы затрагивает ее героиня.
Бюджет у картины был скромным, всего 4 миллиона фунтов стерлингов, но это не бросается в глаза и не раздражает. Там, где требуются размах и массовость, фильм их создает, а экшена в нем в самый раз. Если бы его было больше, лента свелась бы к плоскому «мочилову», а если его было меньше, картина вышла бы слишком разговорной для поклонников зомби-триллеров. А так фильм получился и увлекательным, и умным, и шокирующим, и не вполне стандартным, и заставляющим задуматься.
Другое дело, что, при всех достоинствах «Новой эры Z», картина не выламывается за рамки жанра и не превращается в зрелище для всех, а не только для тех, кто любит мрачные постапокалиптические истории о живых мертвецах и разрушенных городах. Но если вы относите себя к ценителям жанра, то вы пожалеете, если пропустите «Новую эру Z» в кино.
С 13 октября в кино.