Если у нас даже "Войну" Балабанова ругали за разжигание национальной розни, что ж теперь скажут про супербоевик Флорана-Эмилио Сири "Осиное гнездо"? После него каждый божий одуванчик способен здорово врезать любому албанскому террористу, встреченному на пути. Люди албанской национальности вышли в "Осином гнезде" страшней войны, чумы и привидений. Эти смуглые небритые брюнеты по ходу превращаются в уже абстрактное абсолютное зло, без лица и числа, что выглядит крайне неполиткорректно с голливудской точки зрения. Впрочем, у нас как раз ничего не скажут, поскольку фильм французский, а какая-то дохлая Франция нам совершенно до дверцы.
С другой стороны, более-менее голливудской, то есть подведомственной политкорректности, является только сюжетная схема, а именно попытка освобождения мафиозного босса группой его сообщников из охраняемого полицейского броневика, случайно заехавшего на ночной пригородный склад, где в это время орудовала банда мелких воришек. Это стандарт, конечно, но все остальное иначе. Первые полчаса не понимаешь ничего, потом вот какое-то время ждешь предсказуемых поворотов, а потом все акценты смещаются, и начинаешь нервничать. Постановщик - не только бывший клипмейкер, а хорошо образованный европеец, с налета называющий в интервью более тридцати имен классиков мирового кино, оказавших на фильм влияние. Работает не для того, чтобы каждой твари по паре, черные и белые, дети и родители, женщины-мужчины (да трансвеститов не забыть), вышло из зала подкормленными в своих функциях, а чтобы функции рассосались в европейскую, окультуренную, живую индивидуальность.
Сегодняшним французским кинозвездам Флоран-Эмилио Сири дал необычные для них роли, так что знакомые лица Паскаля Грегори (вохр, "Королева Марго"), Сами Насери (честный вор, "Такси", "Такси-2") и Бенуа Мажимеля (еще более честный вор, "Пианистка") тут же высвечивают мельчайшие детали, типа скрипочки вохра, которая нужна, чтобы успокаивать его разгавкавшуюся любимую собаку. В массе людей на экране виден каждый характер, и характеры на сегодня, как ни странно, вдруг вспомнили старую истину Л.Н.Толстого: "Мы виноваты перед нашими детьми только в одном - что совершали слишком мало подвигов". Они все вышли героические.
Но чтобы подвиг был настоящим, угроза тоже должна быть реальной, потому террористы в "Осином гнезде" и вынуждены иметь реальную национальную принадлежность. Видимо, как раз албанская мафия держит сегодня в Европе большую часть проституции и торговли людьми. Зато благодаря подобному обоснованию Флорану-Эмилио Сири становится можно все. Не только трюки-спецэффекты, компьютеры, ракеты, бульдозеры-машины-мотоциклы, приборы ночного видения, пожары-взрывы, погони-опоздания, но во всей этой вполне стильной и ритмичной протоплазме - тончайшие психологические нюансы. Как действительно современные, весьма разнокалиберные и далеко не пафосные ребята вынуждены один за другим сознательно идти на секир-башка, коль угроза нарисовалась.
Она нарисовалась во всей красе.
Фильм обвиняют в чрезмерной жестокости, и детям, бесспорно, его вовсе не надо смотреть. Но если б не эти гадкие насекомые в телевизоре поначалу да не присланная отрубленная рука потом, да не продавливание шеи голыми руками вплоть до сонной артерии, когда ее видно в кровавой каше, не сложилось бы это самое очевидное зло, не сложилась бы совершенная определенность случая, когда и героизм возможен без дураков. Так что Сири сработал коммерчески, традиционно, но во многом круче Бессона.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.