![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Однзначный хит фестиваля: хоррор о созависимых отношениях.
«Вместе» — дебютный фильм австралийского режиссера Майкла Шэнка, который еще в 2019 году собрал всевозможные фестивальные награды со своей короткометражкой «Перезапуск» и поставил себя на карту как одного из самых многообещающих режиссеров нового поколения. В своем полнометражном дебюте, премьера которого состоялась на «Сандэнсе», Шэнк доказал, что обладает оригинальным видением и крепкой режиссерской рукой.
Милли и Тим (Элисон Бри и Дэйв Франко) переезжают из большого города в глубинку. Милли предложили отличную позицию в местной школе, а Тим, который никак не может построить успешную музыкальную карьеру, решил бросить все и поехать с ней. Переезд дается нелегко, и довольно быстро в паре назревает серьезный кризис: Милли и Тим явно устали друг от друга, но уже даже не могут вспомнить прошлую жизнь вне отношений. Чтобы поднять настроение, они отправляются на прогулку в лес, где случайно попадают в загадочную пещеру. Когда Милли и Тим возвращаются домой, то начинают странно себя чувствовать: их невероятно тянет друг к другу, и противостоять этому влечению практически невозможно.
Сюжет «Вместе» в принципе незатейливый. Фильм рассказывает о созависимых отношениях буквально, а если еще взять в расчет жанр картины (боди-хоррор), все очень быстро встает на свои места. Большинство дебютов обычно застревают еще на моменте синопсиса, не в силах превратить оригинальную идею в полноценный фильм. И именно здесь Майкл Шэнк показывает свое мастерство.
Главной движущей силой фильма становится даже не интрига и поиски разгадки, что же происходит с героями, а то, как изменения изображает режиссер. В истории кино есть много картин про созависимость в парах («Вечное сияние чистого разума», «Призрачная нить»), но никогда еще деструктивная связь не изображалась с таким юмором и задором. По тону работа Шэнка, который выступил также в качестве сценариста, очень напоминает «Субстанцию» французской режиссерки Корали Фаржа.
«Вместе» — страшный, неприятный, но при этом жутко смешной фильм. Фантазия Шэнка ничуть не уступает гипертрофированному дебошу француженки, получившему пять номинаций на премию «Оскар», в том числе за режиссуру и в категории «лучший фильм». Признание американской киноакадемией окончательно вывело боди-хоррор из разряда узкоспециализированного жанра для синефилов. Кажется, новое поколение кинематографистов превратило телесные кошмары в универсальное средство самовыражения, с помощью которого можно проанализировать абсолютно все — от самоидентификации до кризиса в отношениях.
Многие сцены в фильме очень остроумны и имеют потенциал стать культовыми, а потому любое лишнее слово губительно для читателя. Шэнк мастерски компенсирует скромный бюджет независимого фильма оригинальными режиссерскими решениями. Дэйв Франко и Элисон Бри, которые давно не появлялись на больших экранах, выкладываются полностью, не стесняясь самых неловких и странных ситуаций. А если учесть, что актеры женаты в реальной жизни, фильм приобретает особую интимность и осмысленность. Да и сыграть пару в глубоком кризисе решится не каждый — вспомним, что произошло с Томом Крузом и Николь Кидман после того, как они снялись в «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика. А Бри с Франко, которые в последние годы все больше экспериментируют с инди-проектами («Кто-то, кого я знал», «Кто не спрятался»), еще и спродюсировали фильм.
Несмотря на бескомпромиссность жанра, режиссер отказывается от пессимистичного взгляда на отношения, даже если они созависимые и тянут за собой целый вагон проблем. По мнению Шэнка, важнее всего то, что люди готовы идти друг за другом до конца, а к чему это приведет — дело десятое. В фильме то тут, то там разбросаны намеки на травму и скорбь, которые манифестируют себя самыми необычными методами, но Шэнк отказывается придавать им излишний вес и серьезность. Программа «Сандэнса» этого года в целом транслирует то, что молодые режиссеры хоть и продолжают упорно зацикливаться на разного рода травмах, но одновременно предлагают более конструктивный взгляд на психологические увечья. События прошлого в случае с «Вместе» становятся не центром сюжета, а скорее дополнительным обоснованием мотивации героев.
«Вместе» — еще одно доказательство, что фильмы ужасов сейчас действительно на подъеме. В 2024 году было беспрецедентное число хорроров, которые не просто понравились зрителям, но и добились впечатляющих успехов в прокате. Такое бодрое начало фестивального сезона может послужить знаком, что и этот год окажется удачным для жанровых открытий. И, несмотря на то что дистрибьюторы как-то особенно осторожны на фестивале в этом году, при правильном маркетинге «Вместе» точно ждет большой успех — фильм купила студия NEON, которая выпускала «Собирателя душ» и «Титана», так что прогнозы можно делать самые смелые.