Неглупая комедия, которая мало у кого вызовет раздражение, но и не всех приведет в восторг
Молодой писатель приносит в издательство сборник рассказов. Его тут же выбрасывают в урну со словами "Никто сейчас не читает рассказов". Но потом сборник начинает путешествие по сотрудникам издательства, которые начинают узнавать в персонажах себя.
"Рассказы" родились из короткометражки «Мир крепежа», абсурдистской истории про молодую пару, получившей в прошлом году приз в конкурсе "Кинотавр. Короткий метр". Вдохновленный успехом, Михаил Сегал досочинил и снял еще четыре новеллы, которые сливаются в полнометражную картину. В первой герои пытаются спланировать свою свадьбу с помощью специально обученного человека (Мерзликин), и тот, фонтанируя безумными идеями, планирует не только бракосочетание, но и всю последующую жизнь. Во второй новелле купюра проделывает путь из рук простого человека до рук чуть ли не президента страны – причем всякий раз ее передают в виде взятки, которая, по мысли Сегала, является в России чуть ли не самой популярной системой расчетов между людьми. В третьей почтенная библиотекарша оказывается не только редкой по нынешним временам носительницей культуры, но и магом: ей удается с помощью Пушкина отыскать пропавшую девочку. Наконец, четвертая – тоже про отсутствие культуры: не первой молодости интеллигент заводит роман с юной секс-бомбой, а потом оказывается, что та считает Дзержинского писателем, почти ничего не знает о Ленине, Троцком или Второй мировой войне, провоцируя в конце концов любовника на отчаянный вопль: "Да о чем с тобой трахаться?"
Точнее всего о "Рассказах" высказался критик Василий Степанов: это современная версия киножурнала "Фитиль". Сатира в них часто кажется какой-то почти ласковой (нет ничего удивительного, что за прокат взялась компания Disney); никаких художественных прорывов Сегал не совершает, ограничиваясь, в сущности, милыми шутками.
Но даже так "Рассказы" кажутся почти шедевром на фоне картин типа "Жары", "Елок", "Мам" и прочих отечественных киносборников, от которых действительно возникает ощущение, что кинорассказы больше никому не нужны и никогда уже нужны не будут.