Отличное ответвление от основного цикла «Звездных войн», рассказывающее историю кражи планов «Звезды Смерти»
Отличное ответвление от основного цикла «Звездных войн», рассказывающее историю кражи планов «Звезды Смерти».
Галактическая Империя разрабатывает суперстанцию под кодовым названием «Звезда Смерти». Проектом руководит директор Кренник (Бен Мендельсон), который силой заставил блестящего конструктора Галена Эрсо (Мадс Миккельсен) создать оружие, способное уничтожать целые планеты. Когда строительство «Звезды» завершается, Гален направляет повстанцам сообщение о том, что он тайно встроил в станцию уязвимость, которая позволит уничтожить «Звезду». Повстанцы посылают для проверки сведений разведчика Кассиана Андора (Диего Луна) и приказывают ему взять с собой взрослую дочь Галена Джин Эрсо (Фелисити Джонс), которую специально ради этого вытащили из тюрьмы. Девушка с детства не видела отца, и она провела последние годы в криминальном мире, но у нее остались необходимые для выполнения задания связи.
Год назад студии Walt Disney и Lucasfilm выпустили «Звездные войны: Пробуждение Силы» – седьмую картину «Звездных войн», которая также была первой лентой цикла, созданной без активного участия Джорджа Лукаса. Фильм был встречен с огромным энтузиазмом, и он превосходно прошел в прокате, но к радости зрителей примешивалось разочарование, поскольку у «Пробуждения Силы» были очевидные недостатки, мешавшие наслаждаться возвращением «Звездных войн» на экраны.
«Что будет дальше?» – спрашивали мы себя, с тревогой ожидая, какое кино снимет режиссер «Годзиллы» Гарет Эдвардс, которому Lucasfilm поручила «Изгоя-один» – первое из череды ответвлений от основного цикла «Звездных войн». В отличие от «Пробуждения Силы», «Изгой» не мог спрятаться за широкую спину Харрисона Форда, увлечь семейными тайнами Скайуокеров, залить свои недостатки густым соусом из эффектных поединков на световых мечах (в новом фильме нет джедаев, и его главные герои лишены мистических способностей). А поскольку по временной шкале картина должна была идти прямо перед «Новой надеждой», она даже не могла заинтриговать своим финалом, потому что все мы отлично знали, что лента закончится пересылкой планов «Звезды Смерти» на корабль принцессы Леи.
Теперь ожидание закончено, и мы с радостью объявляем, что наши страхи не оправдались. Эдвардс не снял величайший фантастический фильм всех времен и народов, но «Изгой-один» – одна из лучших лент лукасовского цикла и всего жанра «фантастический боевик». В отличие от «Пробуждения Силы», это кино без зияющих прорех в сценарии и кастинге. Эдвардс создал цельное, увлекательное, грандиозное и, что особенно приятно, осмысленное полотно. Да, в первую очередь «Изгой-один» – масштабный боевик, снятый ради почти безостановочных экшен-сцен. Но это также военная драма о том, как «маленьких людей» захватывает Большое Дело, ради которого они с готовностью умирают.
В начале картины повстанцы сильны, но обречены. Какие бы силы они ни собирали, у них нет шансов выиграть генеральное сражение с Империей. Поэтому они ведут партизанскую войну на истощение. Но как истощить Империю? Это невозможно. Ее возможности и ресурсы слишком велики. «Восстание живет надеждой», – не раз повторяют в картине, однако повстанцам надеяться не на что.
Но вот надежда появляется. Маленькая, но умная шестеренка в имперской машине придумывает, как подсыпать песочку в двигатель, и у героической, но бессмысленной войны впервые за долгие годы появляется значимая и достижимая цель. Конечно, уничтожение «Звезды Смерти» не приведет к победе Восстания, но это поражение Империя ощутит и запомнит. И уставшие, отчаявшиеся, циничные люди, ни один из которых не вправе надеяться, что сыграет сколь-нибудь важную роль в судьбе Галактики, снова встают в строй. У них загораются глаза. В их жизни появляется смысл. И когда приходит время, некоторые из них погибают, выполняя сложный, многоступенчатый план переправки чертежей «Звезды Смерти» с имперской базы на корабли повстанцев. Таков печальный парадокс войны – сперва она делает жизнь значимой, а затем ее отнимает.
Это не единственная взрослая тема, которую затрагивает картина, не просто так получившая в России возрастной рейтинг «16+». Как студия и обещала, Эдвардс снял не светлую приключенческую, а мрачноватую военную историю. Режиссер не находит добрых слов для Империи, но и повстанцы предстают не в белоснежно-белом свете. И когда мы видим атаку повстанцев на имперские войска посреди густонаселенного города в пустыне, трудно не увидеть в этой сцене параллели с противостоянием американских войск и ближневосточных террористов.
Так как в картине нет суперзвезд, 200 миллионов долларов бюджета были в основном потрачены на спецэффекты. Поэтому лента вышла грандиозной, с множеством перемен декораций, посещением нескольких миров, мощными боевыми сценами… Но, несмотря на эпический размах, Эдвардс ни разу не теряет из виду персонажей. «Изгой-один» – история колоритных героев, а не спецэффектов. У каждого из них, включая злодея Кренника и циничного робота на службе повстанцев K-2SO, своя роль в сюжете и своя душевная эволюция, и каждый по-своему примечателен. K-2SO, например, оказывается не только полезным в бою, но и основным источником юмора. Причем шутит он в духе Бендера из «Футурамы», что можно только приветствовать.
Еще одно приятное достоинство «Изгоя-один» состоит в том, что картина тесно связана с другими лентами цикла, но не кажется их вольным повтором. Именно это мы хотели увидеть год назад – кино, которое одновременно следует традиции и прокладывает новый путь. Однако Дж. Дж. Абрамс нас тогда подвел.
Можно ли к чему-нибудь в фильме придраться? Можно. Можно сказать, что картине немного не хватает эмоционального «воздуха», но это вопрос вкуса. Можно посетовать, что это новаторское кино с точки зрения цикла, а не жанра в целом, однако это не недостаток, а просто не достоинство. Бесспорно лишь одно – попытка художников воссоздать покойного Питера Кушинга и молодую Кэрри Фишер в ролях губернатора Таркина и принцессы Леи до конца не удалась. Рисованные персонажи получились весьма реалистичными, но когда Таркин в исполнении компьютерной модели стоит рядом с Кренником, сыгранным актером, легко понять, кто есть кто. Все-таки технология еще не настолько развилась, чтобы обмануть зрителей на крупном плане, да еще и на огромном экране IMAX. Хотя несколько сцен Таркина и Леи – не повод отказывать себе в удовольствии увидеть «Изгоя-один» в максимально доступном разрешении. Ведь в остальном картинка фильма безукоризненна.
С 15 декабря в кино.