Беззубый, но идеологически не такой уж опасный боевик о российском участии в югославских войнах.
В сериале «Звоните ДиКаприо» главный герой Егор Румянцев, известный актер (прототип — Александр Петров, который его и играет), по сюжету снялся в пародийном и абсурдно пафосном державном боевике «Сирийский песок». Он приходит посмотреть на свою работу в кино и сидит в пустом зале. Сирия поменялась на Сербию, война в пустыне — на бой за аэропорт, и вот готово новое большое наше кино, подозрительно похожее на ту пародию, которую показал у себя в сериале Крыжовников. И там, и там играет Равшана Куркова, кажется, это пародия нарочная. Впрочем, надо думать, про Сирию тоже скоро увидим: «Балканский рубеж» — редкий российский военный фильм не о ВОВ, так что дальше стоит ждать и картины о борьбе с ИГ (террористическая организация, запрещена в России), и что-то пораньше, например, экранизированные две Чеченские войны (хотя, наверное, это кино выйдет совсем в другой стране, надеемся, не такого уж далекого будущего).
Пока же вашему вниманию представляется 1999 год, бомбардировки Югославии, разворот премьер-министра Примакова над Атлантикой и прочее, знакомое по репортажам из передачи «Намедни». В Белград въезжают освободительные российские БТРы. Тем временем боевой спецотряд (Гоша Куценко, Антон Пампушный, Равшана Куркова, Милош Бикович в роли сербского полицейского и другие) по секретному указанию мутного генерала должен захватить аэропорт Слатина в столице Косово. Но оказывается, что это не просто аэропорт, а по совпадению еще и база местного диктатора-бандита-албанца. Восемь «панфиловцев» должны переждать ночь и дождаться подмоги, а на них идут несметные орды злодеев.
«Балканский рубеж», как легко заметить, не самого большого ума фильм. Это довольно тривиальный, хотя и неожиданно мастеровитый боевик, разве что непозволительно длинный, недостаточно разнообразный (это же позиционная перестрелка, они просто лежат и целятся), путаный, наивный, но точно не преступный по замыслу. Авторам его, режиссеру Андрею Волгину (примечателен вопиюще смешным провалом «Танцы насмерть») и генпродюсеру Гоше Куценко (да, он генпродюсер), хватило ума не ввязываться в геополитические трактовки того запутанного исторического периода югославских войн, о котором они снимали. Ничего сверх того, что требовалось по условиям выданного госфинансирования. Русские солдаты — безусловно бравые защитники населения. Про НАТО аккуратно намекают, что их миротворческая деятельность не очень-то помогала установлению мира. Еще есть албанские гады-бандиты во главе с бородатым атаманом, из-за которых весь сыр-бор, но на самом деле можно даже забыть, кто они конкретно по национальности, главное, что они басурмане, которые охотно и немотивированно режут головы направо и налево.
На премьере Куценко победоносно рассказывал, что с деньгами на съемки помогли глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и гендир «Ростеха» Чемезов. В общем, уже само появление этого фильма — последствие какой-то скрытой от наших глаз войны кремлевских башен за политповестку. Но «Балканский рубеж», будучи картиной не очень амбициозной, толком и не пытается ничего нам внушить, ему бы до финала без особых проблем добраться.
Политологическая трактовка чужой войны двадцатилетней давности — штука сложная, но здесь для нас важнее общий мотив. Ведь все персонажи — это фактически сотрудники частной военной компании, очередной из многих, солдаты на чужой гражданской войне, повлиять на исход которой под предлогом борьбы за мирное небо над головой раз за разом решает наше правительство. Военные герои нового времени, даже в кино, — это всегда пришлые непрошеные защитники. Ощутите разницу с советскими плакатными победителями: о военных достижениях новой России никто не должен узнать, желательно никогда. Вот такие триумфы в нашу беспощадно стабильную эпоху.
Про фильм же остается сказать лишь, что авторам хватает остроумия добавить хоть что-то кроме бесконечных перестрелок, пусть и ограниченно зрелищных, но все же занудных (поди разберись, кто там в кого палит вообще в кромешной ночной тьме). Например, в «Балканском рубеже» снялся югославский артист Гойко Митич, известный нам как эталонный киношный Чингачгук, в роли начальника полиции. Еще из знаковых появлений — камео Эмира Кустурицы, мрачного певца югославских войн, который в конце говорит ровно две реплики, замыкая тем самым неудачную, но необходимую логически любовную линию. Удивительно, что никого нового из стран бывшей Югославии авторам вспомнить не удалось. С тех пор как наши якобы успешно внедрились в чужую войну, она, кажется, там так и не закончилась.
С 21 марта в кино.