"Вверх" -- озвученный Арменом Джигарханяном новый фильм "Пиксара" про воздушные шарики, недавно открывавший фестиваль в Каннах.
Сварливый очкастый старикашка Карл Фредриксен (в русской версии озвучивает Армен Джигарханян), продавец воздушных шариков на пенсии, спасая жилплощадь от посягательств точечных застройщиков привязал к шарикам свой пряничный дом и полетел на нем в Южную Америку – посмотреть на водопад, который мечтала увидеть его покойная жена. По нелепому стечению обстоятельств, вторым пассажиром летающего домика оказался 8-летний бойскаут Рассел: пухлое, чрезвычайно говорливое существо, не расстающееся с рюкзаком и пионерским горном, и мечтающее получить значок "За помощь престарелым" (все прочие у него имеются). Большую часть времени, однако, не домик перевозит Карла, а Карл буксирует домик, болтающийся в воздухе, и заодно бойскаута, болтающегося под ногами: по нелепому, опять же, стечению обстоятельств, оба пассажира выпали на землю, не долетев несколько километров до пункта назначения. Основная часть приключений сваливается на голову героев, находящихся именно в этом, довольно неловком, положении, вызвавшем у каннских критиков, смотревших фильм на открытии фестиваля, глубокомысленные ассоциации с фильмом «Фицкарральдо» /Fitzcarraldo/ (1982), где через амазонские джунгли Клаус Кински буксировал целый пароход.
Как и всякое шоу, обреченное на оглушительный успех у зрителей всех возрастов от четырех лет до бесконечности, пиксаровский "Вверх" удачно эксплуатирует универсальную, почти архетипичную идею-фикс, засевшую с младых ногтей в каждом нормальном человеке. В «В поисках Немо» /Finding Nemo/ (2003) такой идеей было освободить золотую рыбку, пусть и спустив ее через толчок в канализацию (именно за этим занятием, как сообщал "Гринпис", заставали своих чад родители после просмотра фильма). Сейчас вот – плюнуть на все и улететь в джунгли на воздушном шарике. Последний размножен компьютером до двадцати тысяч экземпляров (хотя, как докладывают авторы, для транспортировки домика требуется 23 миллиона, но для такого количества места в кадре не хватило), и для тяги, толкающей в нужном направлении простой воспитательный сюжет о крепнущей дружбе пионера и пенсионера, этого вполне достаточно. Впрочем, и без всяких шариков история не полетела бы на землю камнем. Так, в джунглях Амазонии герои сталкиваются со злобным типом, мечтающим изловить местную жар-птицу с помощью стаи псов, экипированных говорящими ошейниками – он же устроит поистине феерическую гонку за летающим коттеджем на дирижабле.
Русскоязычную аудиторию в фильме поджидает сюрприз – голос Армена Джигарханяна, озвучившего своего героя так, что возникает ощущение, будто именно с нашего актера американцы программировали своего Фредриксена на компьютерах.
А вообще, "Вверх", лучший фильм недели, еще раз демонстрирует, что своим успехом "Пиксар" обязан не компьютерным программам (изобразить десяток тысяч трехмерных шариков, чтобы каждый колебался на ветру по собственной уникальной траектории, могут сейчас почти везде), а сценариям с дружественным интерфейсом, где концы сходятся с концами, умные оценивают по достоинству намек на "Фицкарральдо", а глупые, не доросшие до "Фицкарральдо", получают, как минимум, по шарику, которых в этом фильме много и все дивно хороши.