Конец мая неизменно ассоциируется с окончанием школы: улицы городов заполнены выпускниками, которые, как правило, не могут дождаться последнего звонка, предвосхищающего начало новой, совершенно неизведанной жизни. Выпускной — это не только важное событие в подростковом мире, но и, если можно так выразиться, практически отдельный жанр в кинематографе. На протяжении нескольких десятилетий Голливуд пачками выпускал coming-of-age картины, где фокус сосредоточен на школьниках, выбирающих себе наряды и партнёров на долгожданный бал.
Мы решили вспомнить фильмы, действие которых происходит в преддверии школьного выпускного, олицетворяющего тот самый переходный период, который является универсальным опытом для большинства молодых людей.
Работа Греты Гервиг определенно является одним из лучших недавних фильмов о взрослении: история находит отклик у всех, кто чувствует себя не на своём месте. В то время как большинство сцен на выпускном сосредоточены на романтической истории, «Леди Бёрд» делает акцент на женской дружбе. После череды неудач с парнями героиня Сирши Ронан решает пойти на бал вместе со своей лучшей подругой Джули, а пристальное наблюдение монахинь, ищущих повод придраться к ученицам католической школы, добавляет этому эмоциональному моменту должную долю иронии. Такой взгляд на выпускной выделяет работу Гервиг среди прочих фильмов о школьниках, делая эту местами автобиографичную историю ещё более живой и понятной для всех.
Культовая подростковая комедия 1999 года содержит в себе одну из самых знаковых сцен выпускного вечера в истории кино. В современном пересказе шекспировского «Укрощения строптивой» внимание зрителей сосредотачивается на двух совершенно разных сестрах, и обе они преодолевают трудности старшей школы. Старшая Кэт, мечтая выбраться из этого города, думает лишь о своём ближайшем будущем в колледже, однако её привычный уклад жизни может нарушить обаятельный старшеклассник Кэмерон, вознамерившийся добиться внимания холодной (или скорее рассудительной) героини. По правилам жанра развязка происходит именно на шикарном выпускном, где под живую музыку и танцы разворачивается история любви подростков.
Кажется, что целое поколение подростков выросло на романе и фильме Стивена Чбоски. Исследуя такие темы, как поиск своего места и своих людей, первая любовь и преодоление травмы, создатели не могли не затронуть школьный выпускной. Главный герой Чарли борется с депрессией и тревогой, пытается приспособиться к старшей школе и завести новых друзей. Казалось бы, это описание десятков фильмов о подростках, однако «Хорошо быть тихоней» обладает той многослойностью, благодаря которой во время просмотра можно одновременно почувствовать как тяжесть тоски, так и утешительную долю свободы. В конце концов этот фильм под аккомпанемент Дэвида Боуи смело заявляет, что, какие бы преграды тебя ни ждали после, в этот самый миг ты бесконечен.
Выпускной в «Девственницах-самоубийцах» совсем не похож на те, что мы привыкли видеть на экране. Впрочем, это неудивительно, ведь сам фильм также кардинально отличается от других историй о подростках. Если внимательно рассмотреть сцену торжественного вечера, мы заметим, что здесь привычный шикарный зал, как, например, в «10 причинах моей ненависти», заменен дёшево украшенным спортзалом без всякого намёка на роскошь. Может, этот вечер и не напоминает «выпускной мечты», но для сестёр Лисбон он буквально стал сладостным глотком свежего воздуха, где они хоть и на время, но смогли вырваться из родительских оков и побыть обыкновенными школьницами. Запретные поцелуи, цветочные платья, коронация и пастельная цветовая палитра — всё это скрывает тьму, которая уже начала поглощать ускользающую юность этих девочек.
Фильм Оливии Уайлд поднимает вопрос, который, вероятно, задавали себе многие подростки накануне выпуска: можно ли получить настоящий школьный опыт, если все одиннадцать лет потратить на толстые учебники, игнорируя всевозможные вечеринки своих сверстников? Эми и Молли были настолько сфокусированы на своей будущей академической карьере, что проморгали возможность испытать то, что, как правило, необходимо пережить в стенах школы, пока ты не перешёл в так называемую взрослую жизнь. Теперь у двух лучших подруг есть всего одна ночь, чтобы как следует повеселиться и компенсировать все, что они могли пропустить. История двух девушек не только и не столько является одной из самых остроумных комедий о школе за последние годы, но и, так же как и «Леди Бёрд» (примечательно, что в обоих фильмах играет Бини Фелдштейн), отражает, как важно, чтобы на этом пути первых влюбленностей, разбитых сердец и экспериментов рядом с тобой был настоящий друг.
Все мы знаем, что Райан Мерфи мастер мюзиклов. Ещё со времен Glee на нём остался отпечаток любителя внезапно пускающихся в пляс подростков в коридорах школы. В его недавней картине (многими элементами, кстати, напоминающей культовый сериал) сюжет сосредоточен на школьнице-лесбиянке из консервативного городка в штате Индиана, которой не позволяют прийти на выпускной со своей девушкой. Параллельно мы наблюдаем за звёздами Бродвея, чья слава постепенно угасает и которые решают помочь никому не известной ученице, чтобы таким образом привлечь к себе внимание прессы. Помимо яркой картинки, душераздирающих песен и современного диалога о проблемах, с которыми сталкивались тысячи школьников на протяжении всей истории, в «Выпускном» есть и плеяда звёзд, среди которых, например, Мэрил Стрип и Николь Кидман.
Несмотря на то что подростковый ромком Роберта Искова вышел на экраны в 1999 году, его до сих пор считают одним из лучших фильмов в своём жанре. Более того, можно смело сказать, что подобное переосмысление «Золушки» и «Пигмалиона» практически сформировало тот вид молодёжной комедии, который мы привыкли наблюдать в кино. Режиссёр не изобретал велосипед, а взял устоявшийся архетип, который довольно легко лёг на историю о беспечных школьниках в преддверии выпускного. Сможет ли красавчик спортсмен сделать из главной «ботанички» настоящую королеву бала? И пусть при взгляде через современную оптику фильм кажется спорным, его влияние на поп-культуру сложно игнорировать.
Комедия Раджа Госнелла, окутанная флёром ностальгии, является тем самым примером, когда можно с лёгкостью отбросить все мысли о сюжете и сосредоточиться на стилистике непосредственно выпускного бала. Даже если история журналистки, которая проникает в тусовку старшеклассников, и может претендовать на некую оригинальность, она всё же блекнет на фоне костюмов, которые мы наблюдаем во время грандиозной вечеринки. Редко когда можно увидеть в кинофильмах тематические выпускные вечера. В «Нецелованной» же школьники примерили на себя образы известных исторических пар, и наряды варьировались от Барби и Кена до шекспировских персонажей. Всё это и, пожалуй, ещё впечатляющая речь Дрю Бэрримор об издевательствах смогли сделать обычную мелодраму столь запоминающейся.