«Сыщик» (1979), 1979, реж. Владимир Фокин
Координаты: Смоленск
В историю «Сыщик» вошел фанковым саундтреком Эдуарда Артемьева в стиле «блэксплотейшн», вставным слэшер-эпизодом – сюрреалистическим сном главного героя, где его режут циркулярной пилой, тестостероновым драйвом Андрея Ташкова и, конечно же, бессмертным «Не рычи!». Пока в советских столицах снимали унылые детективы про ОБХСС, в провинции происходили удивительные вещи. Даже перед иностранцами не стыдно.
«Змеиный источник» (1997), 1997, реж. Николай Лебедев [IV]
Координаты: Серпухов
Хичкоковский детектив про орудующего в сонном провинциальном райцентре сексуального маньяка десять лет назад вселял надежду, что с отечественным жанровым кино не все так плохо. До сих пор, впрочем, не оправдавшуюся: хороший дебютный зачин Николая Лебедева – протеже Валерия Тодоровского, продюсера фильма – интересного развития не получил.
«Остановился поезд», 1982, реж. Вадим Абдрашитов
Координаты: Малоярославец
Федеральный следователь (Олег Борисов), приехавший в российскую глубинку расследовать причины катастрофы на ж/д, выясняет, что виновны все без исключения и постигает кафкианскую истину о самом себе как винтике советской Матрицы. Фильм – безупречное разоблачение андроповского мифа изнутри андроповского мифа, проекта по «наведению порядка в стране». До сих пор, учитывая недавние техногенные катастрофы, актуальный детектив, впрочем, как и все творения наших главных соцвизионеров Абдрашитова и Миндадзе.
«Анискин и Фантомас» (1974), 1974, реж. Михаил Жаров, Виталий Иванов
Координаты: деревня Серково, Московская область, изображавшая в фильме Сибирь
Наш ответ деревенскому евро-детективу – деревенский участковый Анискин, расследующий комиксное ограбление сельпо. Анискин – национальный архетип, продукт перекрестного опыления Эркюля Пуаро и мисс Марпл, начитавшихся славянофилов. Со сменой общинного мифа на либеральный его потеснил Фандорин. Надолго ли?
«Десять шагов к востоку» (1960), 1961, реж. Хангельды Агаханов, В. Зак
Координаты: Туркмения
Приключенческий комиссарский истерн-детектив с элементами мистики и залихватскими поворотами в русский киноавангард 20-х. Фильм отрыли из закромов Госфильмофонда и показывали на «ДетективФЕСТе» и в программе ММКФ «Соцавангард». Предтеча «Белого солнца пустыни» (1969) и «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Киноманы на просмотрах возбуждались очень сильно.
«Грачи», 1983, реж. Константин Ершов
Координаты: Таганрог
Братьев Грачей – крепких русских мужичков – судят за разбой на большой дороге: погиб водитель «жигулей». Сильнейшая работа Леонида Филатова, изобразившего на экране ницшеанский бунт против Системы в самый разгар андроповщины. Бодровский «Брат» – бледная копия.
«Жена керосинщика», 1988, Александр Кайдановский
Координаты: Калининград
Столичный следователь, приехав в провинциальный городок, центр которого занимает зона и руинированный католический костел с ангелами-бомжами, расследует инфернальную деятельность председателя горисполкома Удальцова, у которого обнаружился брат-близнец (мощная двойная роль Александра Балуева). Расследование выливается в богоборческий экскурс в пучины коллективного отечественного бессознательного. Авангардный, мистический, несправедливо полузабытый и до сих пор малорастолкованный фильм «сталкера» Александра Кайдановского. Плюс – жутковато-сюрреалистичный портрет советского города Калининграда, в котором жил Кант.
«Мой друг Иван Лапшин» (1984), 1984, реж. Алексей Герман
Координаты: Астрахань
Лучший фильм Алексея Германа, помимо всех прочих достижений, о которых сказано достаточно, очень точно обозначил одну большую, но до сих пор не развившуюся жанровую возможность в истории нашего кино – нуаровый провинциальный детектив. Поменяйте богартовский плащ на кожаное комиссарское пальто, роковую блондинку из кабаре – на Нину Русланову в бандане из красного кумача, и все встает на свои места. В отечественном кино, впрочем, до сих пор не встало.
«Юрьев день» (2008), 2008, реж. Кирилл Серебренников
Координаты: Юрьев Польский
В сюжете про светскую львицу, потерявшую сына посреди русского «нигде», провинциальный отечественный нуар с кафкианско-гротескными элементами по хорошему сценарию Юрия Арабова уже не то, что проклевывался, а громко стучался в дверь обеими ногами, однако режиссер Серебренников предпочел нуару распевание псалтири. Лавры достались актеру Сергею Сосновскому, виртуозно и сочно сыгравшему провинциального опера, расследовавшего этот странный случай. Собственно, это все тот же Иван Лапшин, только отсидевший в лагерях, а по возвращении надевший кожаное пальто журналиста Ханина. Интересно, кто-нибудь возьмется и доведет хорошее начинание до конца?