В рамках арт-хаусного проекта "35 мм" вышел суперкровавый триллер Клер Дени "Что ни день, то неприятности". Г-жа Дени когда-то снимала вменяемое кино про вменяемых людей, затем вменяемое про невменяемых, а нынче поставила точку в этом эволюционном процессе...
Пока смотришь красивого "Принца Жемчужного острова" /Prince du Pacifique, Le/ удивляешься лишь одному: как на эти красивости можно было потратить десять лет жизни. Именно столько числится в реализации означенного проекта за продюсером и сценаристом Тьерри Лермиттом. Жизни ему не жалко, поскольку в фильме нет совсем ничего существенного, хотя вроде бы все присутствует.
На первый взгляд, "Принц жемчужного острова" - типично жюльверновская история для семейного просмотра. В реальном 1918 году геройский французский капитан (Тьерри Лермитт) отправляется в Полинезию за ротой новобранцев. Но дело вовсе не в том, что голые разрисованные туземцы заведомо не могли бы его понять. Дело в том, что на острове оказался злодей-майор (Франсуа Берлеанд), который сплавляет туземцев на никелевые шахты. Капитан ему в этом здорово помешал, начинается погоня. Правда, в паре с Лермиттом участвует в ней не доктор Паганель, а мелкий еврейский жулик (Патрик Тимсит), но вполне по Жюль Верну беглецам помогают прекрасная незнакомка (Мари Трентиньян) и ее маленький сын (Анитуэвэй Ланде).
Далее будут странствия в океане, стрельба из пушек, подводные туннели, ведущие в туземные святыни, сокровища и намек на инопланетные цивилизации, предательства и убийства, война и победа. Очень красивые волны и берега, пальмы и белые мундиры. Очень экзотическая Трентиньян - француженка, выросшая среди туземцев и защищающая их интересы. Очень комичное хобби майора - этот злодей увешал всю свою каюту своими же фотографиями, а также автопортретами. Рисует еще один автопортрет сквозь лупу на крошечном деревянном яичке.
Но дополнен типичный Жюль Верн двумя, к сожалению, совершенно инородными телами. Во-первых, вся эта реальная экзотика разрешается в конце концов далеко не реалистично. В последние десять минут фильм становится волшебной сказкой, чего ничто не предвещало. Сама сказка - красивая, да, хотя грим Трентиньян и Лермитта чрезвычайно утрирован. Но когда волшебство абсолютно внезапно, оно никаких "мистических глубин" фильму не придает и кажется только претенциозной нашлепкой, шляпкой какого-то ядовитого гриба. Ядовитость же, и это во-вторых - результат предыдущих полутора часов классической социальной сатиры. Дело в том, что злодейский майор был законченным, диагностированным психопатом, садистом и убийцей, и все приключения, сокровища и тайны отдыхают в картине рядом с фундаментальным исследованием его психопатологии. То есть они не просто отдыхают, а теряют логику. Чтобы майор, не имея на то никаких законных оснований, продолжал всласть издеваться над всеми без исключения, в него почему-то до самого конца не стреляет ни один из прекрасно вооруженных нормальных французских солдат. Почему не стреляла кучка завербованных им нехороших туземцев - понятно, они тупые. Но солдаты-то чего боялись, если диагноз старательно выписан на лице, в каждом слове и жесте?
Проблема здесь, видимо, все-таки в режиссуре. Картину поставил Ален Корно ("Признание", "Выбор оружия", "Все утра мира"). Он, разумеется, знает толк и в Жюль Верне, и в волшебных сказках, и в психопатологии, но только по отдельности. Он жанровый режиссер, а проект был мультижанровым. Сказку надо было все время вплетать в реальность - хотя бы чисто монтажно, "недоговоренностями", в сатиру все время надо было вплетать наивность - хотя бы чисто количественно, уравняв присутствие на экране психопата-майора и мальчика-принца. Но Ален Корно явно не в курсе ни про какое "мульти", ни про какое "поли", и вместо смешивания салата честно и аккуратно нарезает набор продуктов. К тому же слишком увлекся подводным плаванием.
В итоге аккуратность превратилась в редчайшее занудство, герой-капитан вышел круглым идиотом, мелкий жулик - законченным подлецом, а психопат-майор приобрел некоторый трагизм. Все это - на фоне добрых, но беззащитных туземцев. Лермитт и Корно расстреливают туземцев даже с некоторым сладострастием. Ну, и какой семье посоветуешь любоваться на такие приключения? На эту навязчивость глупости, подлости и садизма смотреть можно только вызванным санитарам. Не до семейных просмотров.
Текст:Екатерина Тарханова
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.