Третья серия рисованных приключений сказочных персонажей развлекает куда хуже, чем две предыдущие серии «Ивана Царевича и Серого Волка»
Отпраздновав 150-летие, царь-батюшка передает трон Ивану и уходит на долгую рыбалку. После этого Василиса убеждает Ивана отправиться в свадебное путешествие. Поскольку Волк и Кот улетают вместе с ними, Иван оставляет корону огородному пугалу. Пока царевич и царевна путешествуют по Европе, пугало оживает, а из земли у его основания пробивается фонтан с волшебным повидлом. Когда Иван и Василиса возвращаются домой, они обнаруживают, что все царство крепко «сидит» на повидле и что пугало пытается использовать сладость, чтобы захватить мир.
Есть такая печальная традиция у частых сиквелов – деградировать от серии к серии. Не все киносериалы эту традицию соблюдают, но, к сожалению, сказочно-комедийные эпопеи студии «Мельница» ее тщательно придерживаются. Мы уже видели деградацию «богатырского» цикла, а теперь пришло время сериала о Тридевятом царстве. Правда, надо сразу сказать, что «Иван Царевич и Серый Волк 3» – это еще не полный «фейл». Но ведь и серия это лишь третья, а не пятая или шестая…
Как определить, что комедийный цикл катится по наклонной? Один из надежных способов – прикинуть, какую роль в очередном фильме играют бородатые шутки, которые столь заезжены, что уже никого не смешат. В «Иване 3» таких шуток немало, и многие из них рассчитаны на взрослых, что обесценивает контраргумент: «Маленькие зрители этих приколов могут еще не знать!» В частности, открывающая мультфильм поездка Ивана и Василисы по Европе – это на 90% шутки про наклонность Пизанской башни, многочасовые женские походы по магазинам, утомительность оперы для мужчин… И еще про то, что американский президент любит гамбургеры, выглядит как ковбой и путешествует с армией телохранителей в черных костюмах и черных очках. Легко догадаться, как лента изображает представителей Германии и Японии… Заканчивается эта часть повествования затянутым гэгом про то, что женщины не умеют парковаться. Вот спасибо вам, питерские аниматоры, от всех зрительниц ваших фильмов!
Когда герои возвращаются на родину, шутки становятся менее банальными, но зато появляются существенные проблемы другого рода. Так, внешний облик злодейского пугала явно стянут из «Ходячего замка» Хаяо Миядзаки (там, правда, пугало было «хорошим парнем»), а его внутреннее содержание сходно со злодеем из первого «Ивана Царевича и Серого Волка». Который тоже был призрачным существом, использующим магию, обман и легковерных пособников для захвата власти.
Да, это не в точности тот же самый персонаж, но все же совпадений между ними слишком много для двух картин, которые разделяет всего одна серия. В некоторых киносериалах повторение злодеев неизбежно (если герой сражается с мафией, то логично, что ему противостоят схожие мафиози), но «Иван Царевич и Серый Волк» может черпать идеи из всех русских и зарубежных сказок, и клонирование злодеев в таких условиях – наглядный призрак лени сценаристов.
Не все в порядке и с волшебным повидлом. Оно одновременно олицетворяет нефтяную экономику, наркотики, государственную пропаганду и «зомбирование», и это, пожалуй, перебор. Четыре совершенно разные и порой противоречащие друг другу темы в одном сюжетном флаконе затуманивают мораль фильма – по крайней мере, для маленьких зрителей. Правда, в картине есть сцена, в которой Царь произносит речь о том, что публика должна вынести из фильма. Но лучше не запутывать сюжет и дать детям самим разобраться в случившемся, чем чрезмерно запутать действие, а потом прочесть зрителям подробное наставление.
Еще один странный аспект «Ивана Царевича и Серого Волка 3» – его создатели как будто забыли, как сами же описали Тридевятое царство в двух предыдущих лентах. Скажем, в сюжете предыдущих фильмов значимую роль играли пушкинские тридцать три богатыря, и в новой картине они бы главным героям пригодились (как минимум в кульминационной потасовке со злодейской армией). Но в фильме их нет и в помине. Равно как и всех многочисленных придворных, которые фигурировали в предшествующих лентах. Именно поэтому Иван оставляет корону пугалу – больше просто некому. Но ведь в первой и второй сериях было кому! Куда они все подевались? И где маниакальная привязанность Ивана к работе пожарного?
Тем не менее, несмотря на все перечисленные выше проблемы и на отсутствие в фильме визуально сильных фрагментов вроде «Песни Кота» и «Песни Василисы» из «Ивана Царевича и Серого Волка 2», базовым требованиям к детскому новогоднему мультфильму картина соответствует. Это бойкое, стремительное повествование с шутками и гэгами в каждой сцене и с относительно драматичным сюжетом (по комедийным меркам), который заставляет всех основных героев, включая неожиданно активного царя, приложить руку к победе над пугалом и повидлом. И если объяснение вредности повидла во всех его аспектах у фильма не очень-то получилось, то пользу общего труда ради общей победы картина доказывает на «пять». А это, согласитесь, куда важнее.
С 31 декабря в кино.