Бьющая точно в сердце фаната Роба Зомби мешанина из крови и кишок поклонникам иных хоррор-поджанров может показаться слишком простой. Случайный же зритель и вовсе может принять увиденное за болезненный бред, требующий немедленной госпитализации авторов
Бьющая точно в сердце фаната Роба Зомби мешанина из крови и кишок поклонникам иных хоррор-поджанров может показаться слишком простой. Случайный же зритель и вовсе может принять увиденное за болезненный бред, требующий немедленной госпитализации авторов.
Канун Хэллоуина 1976 года. Колесящая по пыльным дорогам реднековской Америки труппа бродячего цирка попадает в «засаду» – трое мужчин и две женщины становятся пленниками жестоких любителей пыток, секса и садизма во всех их проявлениях. Чтобы выжить, пятерке пленников нужно продержаться 12 часов, участвуя в кровавой игре, где в жутких лабиринтах зданий и подземелий за ними будут охотиться сумасшедшие маньяки. Ранее выжить в этом аду не удавалось ни одному пленнику, но «циркачи» настроены решительно, ведь победа – их единственный способ выбраться на свободу.
В редком кинематографическом жанре стилистика режиссера имеет столь радикальное значение, как в хоррорах. Ознакомившись с классическими работами ведущих постановщиков фильмов ужасов, вы вряд ли в будущем спутаете картины Дарио Ардженто и Джона Карпентера, Элая Рота и Гильермо Дель Торо, Джеймса Вана и Тоуба Хупера. Есть свой неповторимый стиль и у Роба Зомби, режиссера эпатажного, шумного и по-хорошему жуткого даже в обыденных проявлениях, и именно про него проще всего сказать: «Видел один его фильм – видел все». Другое дело, что у Роба есть поклонники, и их немало – так что отмахиваться от его фильмов, как от еще одного трэша, не стоит, это в какой-то степени культурный феномен, каким бы страшным он ни был.
Поддержка фанатов для Роба Зомби – не пустой звук. Уровень положительного отношения к своему творчеству постановщик выяснил достаточно простым методом – объявил в Интернете сбор средств на свой следующий фильм и набрал ровно столько, сколько требовалось для очередной картины. Это ли не показатель? Попробовал бы такое кто-то из наших режиссеров… И своих фанатов Роб Зомби не разочаровал – «31: Праздник смерти» получился ровно таким, каким фильмы этого режиссера хотят видеть поклонники: кровь, секс, ругань, ад в земном проявлении, безысходность и жажда жизни.
Искушенного зрителя, возможно, возмутит донельзя простой сюжет, но обманываться здесь не стоит – Зомби и раньше не слишком заморачивался хитростями сценарных ходов. Скорее наоборот, в недавних «Повелителях Салема» он замахнулся на что-то большее, чем стандартные кровь-кишки, и тем самым утратил фирменную энергетику, построенную исключительно на действии, а не на размышлениях. В «Празднике» же действия хоть отбавляй, герои фильма замирают лишь на несколько секунд, прячась в импровизированных убежищах и переводя дух после очередного «рубилова».
Скромную сценарную канву ленты можно описать некоторой смесью сюжетов «Бегущего человека» и «Судной ночи» – герои фильма, которым даже автор не слишком симпатизирует, попадают в смертельную передрягу, становятся целью для безумных охотников, вооруженных ножами, бензопилами и цепями. По всем законам жанра персонажам приходится пройти через ад, теряя соратников друг за другом, безумие будет усиливаться, атмосфера – накаляться, кровь – литься рекой. Нет, это не «Астрал», где страх прячется в темноте, и не «Ведьма из Блэр», где пугает каждый шорох, это шумная «кровавая вечеринка», где времени на самокопание нет, руби или будешь изрублен.
Как и раньше, Зомби собрал в своей ленте самых причудливых персонажей – тут есть и ряженные в букли психи – хозяева шоу, и бесноватый Гитлер-карлик, и идущие рука об руку Смерть и Секс. На стенах здесь ругань всех сортов, туалетные кабины пересекает громадная надпись HELL, а вход в одну из ловушек исполнен в виде разверзнувшегося влагалища – в этом весь Роб, и не стоит вертеть пальцем у виска, такая форма выплеска страхов, неврозов, моральных перверсий тоже необходима порой. Не вам, так вашему соседу.
Что-то особенное говорить об актерах не приходится – в динамичном слэшере с отрубленными головами мало кто обращает на драматизм в глазах актеров. Тем не менее стоит отметить и самоотдачу, с которой давние партнеры берутся за работу в фильмах Зомби, и согласие принять участие в постановке от звезд уровня Малькольма МакДауэлла. Зато хотелось бы отметить работу отечественных локализаторов – пробиться сквозь стены мата и сальностей героев без большого ущерба для смыслов наверняка было не так просто, да и узнаваемые голоса добавляют зрителям положительных эмоций.
Увы, рекомендовать «31: Праздник смерти» даже самым преданным поклонникам хорроров мы не рискнем – слишком уж специфическое творчество у Роба Зомби. Но если в имени этого кинодеятеля вам что-то говорит не только его фамилия-псевдоним, но и имя, то смело окунайтесь в худший Хэллоуин в своей жизни. Считайте, что это квинтэссенция творчества постановщика, его вам подарок. Грязный, дурно пахнущий и несколько корявый, но сделанный своими руками от всей души.
С 15 сентября в кино.