Третий сезон детективной жвачки о поисках нацистских преступников.
Телеканал НТВ, известный долгоиграющими многосерийными франшизами на самые животрепещущие темы, выпустил в эфир третью часть основанного на реальных событиях сериала «Алекс Лютый». История подполковника спецотдела КГБ по розыску военных преступников Андрея Елисеева (Антон Хабаров) продолжается в том же 1976 году. В этот раз офицер, специализирующийся на ловле бывших нацистов и коллаборационистов, попрятавшихся по Союзу под чужими именами, начинает распутывать клубок тайн вокруг убийства одинокого пенсионера, оказавшегося бывшим руководителем айнзацгруппы СС. Поиски преступника быстро превращаются в леденящую душу историю массовой гибели сирот во времена Великой Отечественной войны.
Новый сезон детективной антологии НТВ о борьбе с приспешниками рейха, на долгие годы затерявшимися на территории Советского Союза, начинается с чистейшей поэзии. Пожилой мужчина (Валерий Кухарешин) после телефонного разговора с незнакомцем поднимает со стола коробку, в которой оказывается пистолет Люгера, мучительно медленно бредет к реке, где пускает себе пулю в голову. Расчерчивает небо испуганная выстрелом стая птиц, лодку с телом флегматично покачивает волна, солнце пробивается сквозь плачущую росой траву. Давний оператор телесериалов Глеб Климов с упоением находит прекрасное на фоне усредненной человеческой драмы. Снимать листья на ветру сквозь оконный проем Климову интереснее, чем статичные диалоговые восьмерки, особенно когда их содержание сводится к классической сериальной подаче информации.
Сюжет «Дела сирот» вращается вокруг страшной тайны и практически полностью подается с помощью длительных разговоров, растягивающих хронометраж, — каждая серия идет 50 минут, но действия во всем сезоне хватит от силы на двухчасовой фильм. Детективная часть от обилия болтовни становится невыносимой примерно к середине первого эпизода, когда намечаются основные линии взаимодействия подполковника Елисеева с невероятно запутанным делом. Повествование скачет между настоящим временем (то есть 1976 годом) и 1941-м, когда отряды полицаев и совершали военные преступления. Географически сериал лихорадит еще мощнее: герои проводят время в салонах различных автомобилей, кабинетах и лесах, причем некоторые места в «Деле сирот» при пристальном рассмотрении оказываются одной и той же локацией, снятой с другого ракурса. В таких казусах нет ничего удивительного, если держать в памяти скромные телевизионные бюджеты, но глаза, конечно, устают.
В похожее состояние вгоняет и актерская игра. Лицедеям второго и третьего плана порой приходится сделать над собой усилие, чтобы после реплики не бросить взгляд в камеру. Главные действующие лица справляются с этим искушением на куда более профессиональном уровне, чего, увы, не скажешь об их игре. Задача Антона Хабарова сводится к мимикрии под рассерженного копа: актер хмурится, отрывисто раздает указания подчиненным и устраивает интеллигентную дедовщину одному молодому и недостойному, по его мнению, сотруднику. Есть у героя Хабарова и любовный интерес — Вера Гришина (Екатерина Олькина), отношения с которой Елисеев прервал в прошлом сезоне. Поэтому в «Деле сирот» Гришина глядит на подполковника то смущенно, то раболепно, а тот снисходителен, прохладен, но в целом профессионален — Родина для Елисеева стоит на первом месте.
За всеми структурными проблемами и техническими недоработками теряется, в общем-то, интересная и довольно трагичная история: зло порождает только зло, а жажда мести сжигает душу мстителя. Но «Дело сирот», безусловно, прекрасно знает своего зрителя и действительно важные идеи оставляет в приграничной полосе бесконечных диалогов и сомнительных детективных поворотов.