Причудливая австралийская мелодрама о дружбе и любви несовершеннолетнего подростка и садомазо-проститутки
Австралийский старшеклассник Чарли (Харрисон Гилбертсон) приходит домой и находит отца повесившимся в гараже. Несколько дней спустя на похоронах парень застает свою маму с отцовским лучшим другом и решает, что измена была причиной самоубийства. Возненавидев мать, Чарли погружается в глубокую депрессию и перестает ходить в школу. Вместо этого он шатается по округе и однажды замечает новую соседку – француженку Мэгги (Эммануэль Беар), которая поселилась в близлежащем особняке. Когда Чарли начинает следить за женщиной, он узнает, что она – садомазо-«госпожа», обслуживающая в своем доме клиентов. Ни с чем подобным парень прежде не сталкивался, и Мэгги настолько его завораживает, что он устраивается к ней на работу дворником. Вскоре между ними завязываются причудливые, ни на что не похожие отношения.
В дебютной артхаусной драме австралийца Стивена Лэнса легко увидеть неуверенность начинающего постановщика. Вместо того чтобы сфокусироваться на том или другом аспекте неожиданной дружбы Чарли и Мэгги и довести эту линию до логического конца, Лэнс беспрестанно разбрасывается и как будто снимает кино, одновременно существующее в нескольких измерениях. Мэгги то устраивает для Чарли ритуальное садомазо-чаепитие и наказывает его, когда он обращается к ней не по правилам, то попросту стегает его плеткой, пока он не просит пощады, то пользуется им как шофером (ее собственные права полиция конфисковала), то раскрывает ему душу как ближайшему другу, то идет с ним на свидание и приходит к нему домой, как обычная подружка… А то и вовсе кладет его в гроб с прорезанной дырочкой, чтобы он мог наблюдать за ее уморительной игрой с клиентом, которому нравится изображать собаку. В свою очередь, Чарли тоже никак не может решить, что ему нужно от Мэгги – приказы, боль, дружба, любовь, понимание, сочувствие? А может быть, замена «предавшей» его матери?
Сумбур? Бесспорно. Но это не недостаток картины, а ее суть и ее достоинство. «Моя госпожа» – кино не о прелестях садомазохизма и не о нюансах отношений подростка и женщины, которая вдвое (если не втрое) его старше, а о двух очень одиноких и очень несчастных людях, которые нуждаются друг в друге, но принадлежат к столь разным мирам, что не знают, что им друг с другом делать. Никакие привычные социальные сценарии в их отношениях не работают, и они, как новорожденные слепые щеночки, тычутся туда-сюда, пытаясь нащупать что-то, что утишило бы их душевную боль (в то время как Чарли переживает из-за смерти отца, Мэгги надеется вернуть сына, отобранного социальной службой, когда женщина сидела на наркотиках). Поэтому смятение для них – не только естественное, но и единственно возможное душевное состояние. Ну и, конечно, «случайность» их отношений делает фильм необычным и куда менее предсказуемым, чем стандартные семейные драмы.
Да, при таком развитии событий драматизм «Моей госпожи» оказывается разболтанным и не сосредоточенным – фильм больше констатирует положение вещей, чем рассказывает последовательную, внятную и четко выстроенную историю. Но эксцентричность ленты – большая ценность для поклонников «антимейнстримного» кино – вкупе с ее пикантностью и без помощи сюжета вполне справляются с тем, чтобы сделать «Мою госпожу» занимательной. А там, где они недотягивают, картину тащат обаятельные исполнители двух главных ролей – привлекательный Гилбертсон, уже позаимствованный Голливудом для выходящей в будущем году подростковой ленты «Падшие» (это очередная потенциально многосерийная мистическая эпопея для фанаток «Сумерек»), и несравненная Беар, которая с ее своеобразным лицом идеально подходит для роли французской проститутки, затерявшейся в австралийских лесах. Наблюдать за тем, как эти актеры взаимодействуют, – уже подарок для ценителей жанра.
Также стоит отметить Рейчел Блейк в роли матери Чарли. Ее роль сравнительно невелика, но настолько прочувствована, что бедной женщине невозможно не сопереживать. Даже когда очарование Гилбертсона убеждает зрителей встать на его сторону и взглянуть на миссис Бойд глазами презрения и ненависти.