Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Смерть ему к лицу: рецензия на фильм «Белый, белый день»

Исландская драма о любви, горе и мести от одного из самых перспективных режиссеров страны.

Добавить в закладки

В провинциальном городке (в Исландии, кажется, других и не бывает) бывший начальник полиции Ингимундур (Ингвар Эггерт Сигюрдссон) переживает внезапную смерть жены в ДТП и воспитывает маленькую внучку. В оставшихся от женщины вещах герой находит несколько странных записок и фотографий, из-за которых он начинает подозревать погибшую жену в изменах. Постепенно гнев и желание мести вытесняют чувство горя — Ингимундур становится одержимым идеей найти любовника женщины, несмотря на то что поиски подвергают опасности жизни близких ему людей.

Кадр из фильма "Белый, белый день"

Поэтичное название «Белый, белый день» могло быть отсылкой к творчеству Андрея Тарковского: так, в честь стихотворения своего отца, он назвал фильм, который впоследствии стал «Зеркалом». В фильме и правда хватает духовно-медитативной созерцательности, да и сам Хлинюр Палмасон признается, что любит картины советского режиссера и особенно его книгу «Запечатленное время», но выбор названия считает странным совпадением. На самом деле оно пошло от исландской поговорки, согласно которой в особенно «белые» дни линия горизонта размывается, а небо будто встречает землю — тогда, как считают исландцы, мертвые могут говорить с живыми.

Кадр из фильма "Белый, белый день"

Как раз в один из таких наполненных густым туманом дней жена главного героя вылетает с серпантина, не справившись с управлением. В тот день мертвые не говорили с женщиной, да и она после смерти никак не связывалась с мужем — отсутствие этой коммуникации становится одной из отправных точек фильма, который иногда требует недюжинного терпения, но в итоге вознаграждает зрителя редкой историей о разных видах любви — оберегающей и чистой, которую испытывают к детям, и эгоистичной и интимной, которую разделяют только с партнером.

Кадр из фильма "Белый, белый день"

«Белый, белый день» частично напоминает сюжет фильма «45 лет» Эндрю Хэя и великий рассказ Джеймса Джойса «Мертвые», в которых размеренную жизнь семейных пар нарушает память о мертвеце: героиня Хэя аккурат перед очередной годовщиной свадьбы узнает, что в Альпах найдены останки первой возлюбленной ее мужа, герой Джойса в Рождество — что его жена до сих пор помнит юношу, умершего из-за любви к ней. Так мужчина и женщина осознают разницу между настоящей «жизнью» и смертью. Палмасон разворачивает концепт любовного треугольника с мертвецом, исключает из него супругу и сталкивает мужа и любовника лбами после продолжительной детективной линии. Соответственно, вместо мучительного осознания жизни в тени давно умершего человека, которое в итоге испытывают герои Джойса и Хэя, Ингимундур чувствует злость, потому что его предали, и хочет только одного — мести.

«Белый, белый день» чуть более прямолинеен, чем дебютный фильм Палмасона «Зимние братья», но здесь исландец находит золотую середину между визуальным сторителлингом и проговариванием конфликтов вслух. Он начинал карьеру в качестве видеографа — это особенно заметно в первые 15 минут фильма, которые состоят из эпизода ДТП во время тумана и последующим за ним таймлапсом маленького дома в течение смены времен года. Когда начинает казаться, что человек интересует режиссера куда меньше красивых кадров исландской природы, он не то чтобы переключается, но смещает фокус на исследование своего героя — вдовца, деда и просто сурового северного мужика, который никак не может избавиться от эмоционального груза. Неудивительно, что, возможно, главным эпизодом фильма становится сцена, где герой молча останавливает машину, чтобы скинуть с дороги огромный валун — тот долго скатывается с горы и в итоге падает на дно озера.

Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?