Забавная итальянская комедия о женских жалобах на жизнь, подпорченная неубедительным кастингом
Гостиничная служащая Флавия (Лаура Моранте) дожила до 50 лет, но счастья не нажила. Бывшие мужья и их новые жены посмеиваются над ее покладистостью, взрослые дети эксплуатируют ее любовь, начальство намекает, что в возрасте Флавии нужно перебирать бумаги в офисе, а не показываться клиентам на глаза, а женатый любовник даже не думает о том, чтобы ради Флавии бросить семью. С горя женщина обращается за помощью к психотерапевту, и та пытается объяснить Флавии, что нет ничего плохого в том, чтобы искать счастье в одиночестве, а не заводить снова и снова отношения, которые приносят лишь боль и разочарование.
Вам когда-нибудь доводилось полтора часа слушать подробные и всеобъемлющие женские жалобы на жизнь? «Бывший муж то, его новая жена се, дети такие, начальство сякое, новый мужчина – просто подонок…» Если вы обожаете такие откровения и вы готовы платить за возможность их услышать, то вам, вероятно, понравится новая итальянская комедия Лауры Моранте (известной актрисы, которая недавно начала делать режиссерскую карьеру), в которой сыгранная постановщицей главная героиня на протяжении почти всего фильма только и делает, что жалуется на судьбу.
Чтобы у зрителей не было сомнений в том, что именно героиню не устраивает, первые полчаса картины озвучены неумолкающим закадровым голосом Флавии. Женщина досконально объясняет, как устроена ее довольно нелепая жизнь, и перечисляет все, что ее гложет. В дальнейшем закадровый голос замолкает, но суть повествования не меняется. Лента продолжает наваливать неурядицу за неурядицей и претензию за претензией, чтобы обосновать свою мораль: «Нет ничего плохого в том, чтобы вместо нового мужа завести собаку и научиться самоудовлетворяться в постели».
Что ж, с моралью «Счастья» не поспорить. Глупо впадать в депрессию из-за того, что личная жизнь не сложилась, и еще глупее цепляться за отношения, от которых куда больше вреда, чем пользы. Хороша картина и тем, что она довольно забавна и что неприятные ситуации, в которые попадает Флавия, типичны не только для Италии, но и для России, так что это не кино о «проблемах первого мира».
Однако, отправляясь в плавание, «Счастье» быстро натыкается на айсберг под названием «кастинг». Суть картины в том, что Флавия – безвольная клуша, которая не знает, как строить свою жизнь, и которой помыкают даже люди, не имеющие на это никакого морального права. Но когда смотришь в глаза Лауры Моранте и обращаешь внимание на то, как ее героиня выглядит, поверить в ее «клушистость» невозможно.
Совершенно очевидно, что перед нами сильная, решительная, идеально ухоженная, знающая себе цену женщина, не имеющая ничего общего с Бриджит Джонс или хотя бы с Кэрри Брэдшоу. Тут как в старом советском анекдоте: «Бороду-то я сбрею, но умище куда девать?» И когда такая «стальная магнолия» пытается изобразить героиню, которая к 50 годам так и не научилась водить, потому что боится брать на себя любую ответственность, то это выглядит не смешно, а глупо и неубедительно. А раз так, то драматически картина не затрагивает, и она воспринимается не как цельное произведение, а как набор шуток, гэгов и женских претензий к мужчинам и друг к другу. Для фарсовой комедии такого рода этого достаточно, но фильм был бы куда лучше, если бы главную героиню играла актриса с менее властным лицом.
С 2 марта в кино.