Некий Морган Сперлок тридцать дней подряд ел в Макдональдсе. От этого он на сколько-то там килограммов потолстел, у него прекратилась эрекция, поднялось давление и он чуть было не отдал концы – и только тощая красавица – веганская шеф-повариха – спасла его жизнь очистительной диетой. Мужчина получил двойной дивиденд: снял фильм «Двойная порция» /Super Size Me/ (2004), собравший в прокате 6 миллионов долларов (что для документалки довольно увесисто), а кроме того обручился с поварихой и заделал ей ребенка.
Настало время второго фильма: повариха беременна, и Морган Сперлок, опять нервничает. Его ребенок должен прийти в мир, которому угрожает вселенское пугало по имени Усама Бин Ладен. И Морган отправляется искать Усаму – снимая в это время фильм «Так где же ты, Усама Бин Ладен?» /Where in the World Is Osama Bin Laden?/ (2008). Чувак ищет Усаму в Газе, в Пакистане, в Афганистане и в Египте. Он ищет его в пещерах Тора Бора, в лагерях палестинских беженцев и в уличных кафе. А еще он звонит своей суженой и часами с ней разговаривает и никак не может кончить: «ты положи трубку» – «Нет, ты первый положи трубку»… Он разговаривает с обычными людьми, причем в основном даже не об Усаме, а об их обычной жизни, и показывает Ближний Восток совсем не таким, каким мы привыкли его видеть, допустим, на канале Евроньюс. Ну, кто тут умный, кто первым скажет слова Якопетти, «Прощай, Африка» и «Первый настоящий трэвелог за многие десятилетия, снятый человеком, которому есть, что сказать»?
Идет это чудо в одном кинотеатре. Во всех остальных – «Самый лучший фильм 2» (2009), комеди-пародия на все на свете. Первый получил дикое количество денег в прокате, гораздо больше, чем фильмы, которые он пародировал. Второй тоже непременно получит. Там играют главные комеди-актеры наших дней, а снял это господин Фомин («Господа Офицеры», «День выборов» (2007) и «Молодой Волкодав» (2007)).
Не хотите заливисто смеяться? Можете пугаться до икоты. В прокат выходит фильм«Нерожденный» /Unborn, The/ (2009) – еврейский каббалистический хоррор про диббука, душу, отсеченную от народа своего, которая пытается вселиться в богатую студентку. У диббука нордические голубые глаза (это важно), он маленький, бледненький, ручками и ножками в стеклышко стучит. В фильме упоминается Аушвиц, а значит мы не можем себе позволить вспомнить анекдот про автобус евреев и микроволновую печь.
На этом общечеловеческое кино на этой неделе заканчивается и начинается артхаус.
В прокат наконец-то выходит «Дикое поле» (2008) – фильм Михаила Калатозишвили по сценарию Луцика и Саморядова. В нем молодой врач отправляется куда-то в степь, на границе с горами, чтобы там лечить пастухов, учиться у них жизни, наблюдать воскрешение мертвых, участвовать в перестрелках, оставаться без женщины, спасать жизни и вообще жить. Кино это достаточно красивое и медленное, чтобы стать предметом культового поклонения. Блоггеры-фанаты объясняют скептикам, что просто есть на свете такие люди, называются – соль земли. Соль-фасоль пишется, как известно, с мягким знаком.
Юрий Мамин, который снял в1993 году гротескную эротическую комедию «Окно в Париж» (1993), молчал десять лет, а потом снова снял кино. «Не думай про белых обезьян» (2008) – история из современной жизни, про то, как сквот пытаются превратить в бар. Люди, которые в детстве видели, как скрипач играет Паганини, зажав смычок причинным местом, бросят все и рванут в кино, другого выхода все равно нет. Прочим же можно объяснить вот как: вас заставят одновременно смеяться, плакать и изнывать от трогательной брезгливости.
«Шепот сердца» /Mimi wo sumaseba/ (1995) – мультипликационная драма воспитания от Ёсифуми Кондо, ученика и соратника Хаяо Миядзаки, по сценарию последнего. Одна девочка любила ходить в библиотеку, и обнаружила, что все книги, которые она берет, до нее брал уже другой мальчик. И дело даже не в том, что в этой истории нет внешнего колдовства, а есть только истинное, тайное колдовство взросления и настоящей любви, – этим в японских мультфильмах студии «Гибли» нас уже не убедишь. Дело в том, что этот мультфильм – как книги Николая Носова. Ну какому нормальному ребенку придет в голову читать литературу о том, что нужно мыться, слушаться маму и никогда не врать? И так больше полувека подряд…
И главный релиз этой недели – «Вики Кристина Барселона» /Vicky Cristina Barcelona/ (2008) Вуди Аллена. Дурочка, которая не вполне понимает, чем себя занять, и организованная студентка едут в Европу, там встречают современного художника, а потом и его жену. Художник – вуманайзер, жена – агрессивная психопатка, дурочка пытается доказать, что ее не волнуют мещанские условности и она может жить с художником и его женой, причем это только помогает ей творить, студентка собирается замуж и пытается примирить себя с грядущей скучной жизнью. Вуди Аллен наблюдателен, хитер и совершенно безжалостен. Вы думаете это комедия? Ха! Два взрослых, сложившихся, умных человека не могут жить вместе. У них разные интересы, они никогда не уживутся, обречены ненавидеть друг друга. Но это дико смешно.