Трогательное и тонкое погружение в безумие женщины, разом лишившейся сцены, признания, любви и будущего. Репортаж с края бездны
Всемирно известная балерина по имени Дарлинг после работы в Нью-Йорке возвращается в Копенгаген, где ее жених Франц будет ставить «Жизель» в Королевском театре. Дарлинг должна исполнить главную роль в балете своей мечты, но обострение старой травмы ставит крест на карьере танцовщицы – ее жизнь на сцене закончена. В считаные мгновения разрушаются мечты и планы девушки, она остается без работы и перспектив, ее звезда моментально закатывается, остается лишь Франц, но тот одержим постановкой и всецело отдан проекту, для которого уже найдена новая исполнительница главной роли – юная балерина Полли. Дарлинг не готова делить любимого с остальным миром, не желает мириться с уходом из балета, не хочет оставлять то, к чему шла с таким трудом и столькими потерями, – «Жизель» превращается в одержимость, а премьера приближается с неумолимостью апокалипсиса.
Спасибо господам Учителю и Поклонской – благодаря им даже те зрители, что «Матильду» не посмотрели, стали разбираться в балете не хуже, чем в политике и футболе, исконно русских темах для диванных словесных сражений. Что же, внезапный интерес к высокому искусству можно и нужно подкрепить просмотром новой датской драмы «Не оставляй меня», в которой танец сплетается с жизнью настолько сильно, что разрыв приводит к катастрофическим последствиям, вплоть до полной потери себя. Балет здесь показан не столько волшебными полетами, воздушными поддержками и головокружительными пируэтами, сколько работой до кровавых мозолей и посиневших коленей, но таков современный творческий мир – признание никому не дается легко, а его потеря бьет сильнее физических травм.
«Не оставляй меня», впрочем, не ставит танец во главу угла, как и положено хорошему кино, балет здесь всего лишь фон для характеров, эмоций и конфликтов ведущих персонажей. В первую очередь это кино о человеке, оказавшемся на краю пропасти, на той грани, когда каждое неловкое движение может привести к потере равновесия и падению во тьму, туда, откуда не возвращаются. Дарлинг, главная героиня фильма, получает травму, которая не только лишает ее перспективы сыграть в ближайшей постановке, но и вовсе выводит за скобки театрального коллектива – травмированная балерина не нужна никому, танцовщиц ее судьба приводит в ужас. Возможно ли сохранить в подобной ситуации здравый смысл, веру в себя и любовь к жизни?
Казалось бы, Дарлинг имеет основательную опору и вне сцены – она влюблена в Франца, и тот отвечает взаимностью, он готов поддерживать девушку, разделяя с ней тревоги и боль. Однако простого сочувствия балерине недостаточно, она винит в своем падении всех вокруг, ей хочется разрушить ненавистную постановку, уничтожить заменившую ее танцовщицу, украсть и увезти Франца, отправить в тюрьму своего первого учителя – сделать что-то такое, что могло бы сравниться с той тьмой, что распростерта перед Дарлинг. И этот переход на «темную сторону» не остается незамеченным, возлюбленный начинает сомневаться, для театра бывшая прима становится персоной нон грата, ее сторонятся все, кто еще недавно был в первых рядах поклонников. А главное, Дарлинг сама ощущает оторванность от жизни, невосполнимую утрату смыслов.
Конечно, от напрашивающихся сравнений «Не оставляй меня» с «Черным лебедем» Даррена Аронофски спрятаться сложно, но фокус заключается в том, что сравнивать здесь особенно нечего. Да, обе картины говорят о такой степени погруженности в работу, которая способна свести с ума, оба фильма исследуют пограничное состояние между жизнью в образе и реальностью, в обоих случаях катализатором страстей сценических становится любовь и ревность балерины и режиссера, но Бригитте Стемозе по-хорошему приземлена, она делает женское кино о женщине и, разумеется, действует точнее Аронофски, наносящего крупные мазки. В «Не оставляй меня» больше чувственности, в датской картине надрыв натуральнее, а оттого чувствительнее – к Дарлинг невозможно не испытывать симпатию и жалость, даже когда девушка заходит слишком далеко.
По-настоящему трогающее кино стало редкостью – фильмы стремятся оглушить шумом ракетных двигателей, ослепить вспышками тысяч звезд, обездвижить жестокостью, связать по рукам и ногам манипуляциями с базовыми эмоциями, но задеть что-то внутри они практически не способны. «Не оставляй меня» находит те клавиши и кнопки, которые извлекают музыку внутри зрителя, фильм притягивает и не отпускает, говоря о чем-то очень доверительном, почти личном, по секрету и вполголоса. Именно доверительности не хватает Дарлинг, именно тесного контакта не хватает современному кино. В фильме Стемозе два стремления встречаются и высекается искра, та самая, что превращает танец в искусство, а снятые кадры – в кино.
С 2 ноября в кино.