Несколько нескладная, пытающаяся повторить успешную формулу «Горько!» комедия о компании бывших одноклассников, встретившихся после 15 лет «долгой и счастливой жизни»
Судьба разбросала выпускников 11 «Б» класса по разным городам и даже странам, но печальная новость о смерти одного из незаметных, тихих одноклассников снова собирает вместе старых знакомых после 15 лет «взрослой жизни». Приятели и противники сперва с трудом узнают друг друга, но как только первый шок проходит, в памяти всплывают старые обиды и нереализованные мечты, оживают ссоры, причины которых давно забыты, и строятся новые планы, реализоваться которым не суждено. Не сложившаяся личная жизнь против дома – полной чаши, престижная работа против бытовой неустроенности, любовь против расчета, неожиданная смерть и желание испытать счастье материнства – круговорот страстей вокруг бывших одноклассников становится ответом на вопрос: в 35 лет жизнь уже закончилась или еще только начинается?..
Было бы странно, если бы коммерческий и критический успех фильма «Горько!» Жоры Крыжовникова или комедий с элементами драмы и мелодрамы Романа Каримова не изменил ландшафт отечественного кинопроизводства – зрителей привлекла «жизненность» персонажей и ситуаций, многим показалось приятным погружение в ностальгический саундтрек и перенос действия из пафосных столиц и пышного зарубежья в неухоженную, местами неприлично грязную, но столь родную глазу провинцию. Вот только, чтобы снимать подобные ленты, нужны особенные умения, а обладают ими немногие – приходится двум упомянутым авторам работать за себя и тех парней: режиссировать, продюсировать и писать сценарии.
«Жизнь впереди» – картина Карена Оганесяна, автора «Пяти невест» и «Без границ», но «уши» Крыжовникова торчат из нее весьма очевидно. Мало того что в фильме занято несколько актеров «Горько!», так еще и сюжеты имеют очевидные параллели – как и в «Горько 2», героев «Жизни впереди» соединяет общее горе, они встречаются на похоронах и поминках, которые со временем превращаются в гимн жизни. И это только то, что лежит на поверхности, а прибавьте к этому подборку песен в духе «Самого лучшего дня», фирменный хулиганский юмор и страсть к доведению любой ситуации до абсурда, и все сомнения исчезнут. Жора, выходи!
Вышеуказанное является лучшим аргументом в выборе фильма Оганесяна для просмотра – если вы любите героев «Горько!», а при первых звуках песни «Ты не ангел» слова Симона Осиашвили автоматически всплывают в вашей голове, добро пожаловать на сеанс. А вот тем, кто хочет смотреть на красивую жизнь, романтику и любовь до гроба, «Жизнь впереди» противопоказана, кино получилось местами злым, эпизодами жестким и не без налета пошлости – а кто обещал, что жить здорово?
У фильма есть достаточно сильных сторон – в нем есть несколько действительно смешных, нелепых, абсурдных и неловких сцен, достаточно сказать, что лента начинается с эпизода в клинике, где обнаруживается давнее знакомство гинеколога и его пациентки. Это весело, хотя оба персонажа готовы провалиться под землю от стыда. В картине Оганесяна затрагиваются и достаточно серьезные вещи, настолько драматичные и глубокие, что с наскока и не поймешь, шутит автор или нет. Редкое по нынешним временам качество в отечественном кино – подбор песен не служит развлечением по принципу «Купили то, на что хватило денег», а действительно работает на сюжет и атмосферу. Наконец, создатели «Жизни впереди» весело «стебут» коллег: то над сериалом «След» посмеются, то над «Физруком» подшутят – подобная незлая ирония ценится выше злых перепалок.
Однако и без проблем у «Жизни впереди» не обошлось. И в первую очередь они связаны с тем, что новеллы (а картина так или иначе очевидно делится на четыре больших сегмента) стыкуются крайне неравномерно и неаккуратно – чувствуется либо спешка сценаристов, либо утрата ими интереса к героям. Так, бурно развивающаяся на старте история встречи Игоря и Гриши, героев Дениса Шведова и Артура Смольянинова, в середине фильма резко обрывается, и персонажи перемещаются в массовку. Наоборот, Александр Паль и Светлана Ходченкова в кадре возникают на исходе часа просмотра, чтобы потом второпях выплеснуть на зрителя историю отношений их героев. К финишу создается впечатление, что в общий сценарий были вписаны сюжеты срочно трансформированных короткометражек. Другой момент, несколько «коробящий» при просмотре, – неудачная попытка добавить истории социальный и даже политический подтекст. Эскапада героя Шведова на тему «Вот потому мы так и живем!» уместна не более седла на коровьем хребте.
Впрочем, в целом авторов фильма скорее хочется похвалить, чем поругать – это кино, четко понимающее, для кого оно и на какие эмоции оно нацелено. «Жизнь впереди» – своеобразный привет поколению, вошедшему во взрослую жизнь на рубеже веков, попытка приободрить тех, кто с наступлением возраста кризиса самооценки немного «приуныл». Нет, ребята, жизнь не заканчивается с рождением детей, а степень успеха не оценивается одними только автомобилями и шляпками. В любой судьбе есть точки, с которых все может пойти иначе. Нужно только решить для себя, хотим ли мы перемен или у нас все уже позади.
С 5 октября в кино.