Рыбинск в центре событий – смешных, криминальных и временами просто абсурдных.
В небольшом Рыбинске живут не самые примечательные люди. Журналист-алкоголик Юрий (Тимофей Трибунцев) из «Волжского вестника» все делает спустя рукава: и пишет рецензии на спектакли, и даже существует, время от времени подумывая о самоубийстве. Жена и дочь (Светлана Колпакова и Варвара Володина) понимают, что так больше нельзя, и каждая по-своему вносит лепту в семейный кризис. Родной город на мегаполис не променяла Маша (Ирина Крючкова) – актриса из драмтеатра, за которой приударил обычный пацан с улицы Ширмик (Рузиль Минекаев недаром из «Слова пацана»). Куда лучше обстоят дела у пары телеведущего Кости (Антон Васильев) и следовательницы Зои (Юлия Хлынина).
Спокойствие длится недолго. Актрису Машу находят мертвой, а в подозреваемые записывают горе-журналиста – пропойца оказался не в то время и не в том месте. Будни успешной телезвезды тоже омрачены – Костя по неосторожности сбивает прохожую девушку насмерть и теперь вынужден выкручиваться и заметать следы. В Рыбинске как минимум несколько убийц, но раскрыть дело не так-то просто – спасают только видения Юры, которые приходят во время припадков.
В городе на 200 тыс. жителей все друг друга знают – буквально через одно-два рукопожатия. Этот банальный факт открывает простор сюжету, ведь сериал Петра Тодоровского состоит из целого клубка персонажей. Они причудливо переплетаются и вязнут в криминальной неразберихе. В какой-то момент она становится еще и мистической, ведь горе-журналист в припадках видит будущих жертв и подозревает, что его дочь будет следующей. Кому рассказать – не поверят.
На первый взгляд новый сериал от «1-2-3 Production» (они работали над «Гоголем» и «Эпидемией») кажется выжимкой из криминальных новостей. Но «Подслушано в Рыбинске» не идет путем серости, будничности и мрака, а, напротив, женит детективный жанр с едкой комедией. Линия расследования выравнивается с юмористической составляющей, события сцепляются спонтанно и абсурдно (до Коэнов, однако же, далеко), чего уж говорить о детективном дуэте, который по-своему рвет шаблон – клубок распутывают доходяга-журналист и четкий пацан. Сценой раньше они готовы были набить друг другу морду, а теперь вынуждены искать вместе убийцу: один – из необходимости очистить имя, другой – из желания разобраться в смерти возлюбленной.
Первые эпизоды сериала выглядят симпатично. Авторы не забывают о самоиронии, а жанровые тропы перерабатываются игриво и со знанием дела – проект выделяется из тонны телевизионных жвачек. Кто этот рыбинский маньяк? Какая предыстория у эпилептических видений героя Трибунцева? На вопросы сериал будет отвечать плавно, не бряцая сюжетными виражами ради них самих, а двигаясь от серии к серии через юмор и смешение жанров. Когда надо, сериал Тодоровского отпускает вожжи, позволяя расслабиться, в другие моменты, напротив, уплотняет напряжение.
Живая энергетика актерского ансамбля – еще один выигрышный фактор и причина, почему «Подслушано в Рыбинске» удерживает внимание. Местами актеры как будто бы отстраняются от материала и иронизируют над своими же персонажами – словно понимают, что оказались в какой-то пародии на трэшак из криминальной сводки. Трибунцев, главный гвоздь программы, вроде отыгрывает то же амплуа, что и всегда, но возразить нечем – ему идет образ печального забулдыги. Герой слоняется по Рыбинску и ритуально пьет перед скульптурой Остапа Бендера – открыткой города, которому, быть может, повезет с туризмом, а сериал в этом деле сыграет добрую роль. По-своему противный тележурналист в исполнении Васильева вызывает одновременно отторжение и человеческое сочувствие. Есть и удачные роли на втором плане – вроде скользкого рыбака (Сергей Козик), который решил нажиться и шантажирует виновного.
«Подслушано в Рыбинске» состоит из вроде бы расхожих ходов: ложно подозреваемый герой, которому надобно очистить имя (а по-хорошему, еще и протрезветь), драма личной жизни, причем у каждого своя, сам ландшафт – тоже отчасти знакомый, ведь ожидание беды приходит в относительно безмятежном городе. Но именно смешением пластов, кажется, сериал Тодоровского и привлекает: мистикой бульварного пошиба, бредовостью криминальных фактов, гиперболизацией расхожих слухов и убедительным портретом неприкаянных людей.