Эмма только что перебралась в Нью-Йорк, где начала новую жизнь. Она снимает симпатичную квартирку, хорошо учится и знакомится с симпатичным парнем, но эта идиллия – всего лишь иллюзия...
Эмма (Эшли Бенсон) только что перебралась в Нью-Йорк, где начала новую жизнь. Она снимает уютную квартирку, хорошо учится и знакомится с симпатичным парнем, но эта идиллия – всего лишь иллюзия. На самом деле за каждым шагом Эммы наблюдает неизвестный хакер, взломавший ее телефон, ноутбук и Кинект, и от простого подглядывания он рано или поздно перейдет к действиям.
Электронные устройства, на постоянной основе подключенные к Интернету, вошли в нашу жизнь прочно и, кажется, навсегда – даже мультиварки и холодильники в наше время умеют выходить в Сеть, причем незаметно для их хозяина. В триллере «Наедине с ней», появившемся десять лет назад, одержимый герой Колина Хэнкса следил за своей жертвой при помощи скрытых камер, которые разместил в ее квартире, в наше время это уже не нужно, маньячить можно, не выходя из дома. Достаточно подключиться к технике, которой пользуется ваша цель, – и вуаля, вы видите ее каждый шаг с нескольких ракурсов.
Сложно сказать, насколько эта ситуация реальна (в конце концов самая мощная спецслужба США сейчас позорится на весь мир, потому что не может взломать обыкновенный айфон), но для кино это несущественно – главное, что на этой предпосылке можно сконструировать эффектный «параноидальный» триллер, который определенно заставит вас взглянуть на личную безопасность в мире цифровых устройств новыми глазами.
«Крыса» выросла из короткометражки «Вебкамера», которую в 2012 году снял немецкий студент, и это чувствуется. Так, материала в полнометражной версии едва хватает на 80 минут экранного времени (с заключительными титрами), из которых добрая половина – «вода», в которой мы просто наблюдаем за повседневной жизнью Эммы. Она учится, играет дома в Кинект, разбирается с никак не желающим принимать разрыв бывшим парнем, общается с родителями, флиртует с новым знакомым – однокурсником Майклом…
Здесь надо упомянуть, что снято все это как попало (на телефон, который Эмма держит у уха, камеру ноутбука, расположенного где-то сбоку героини, или камеру Кинекта, который охватывает лишь общий план комнаты) и картинка периодически «фризится» – понятно, что сделано это, чтобы добавить происходящему реализма, но смотреть фильм комфортнее от этого понимания не становится.
В мрачные тона происходящее окрашивается лишь к середине картины, зато этот переход от вроде бы безобидного вуайеризма к настоящему преследованию в «Крысе» обставлен как надо – фильм, который только что смотрелся не страшнее социальной рекламы, постепенно обнажает зубы, к финалу торжествующе расплываясь в зверином оскале.
Да, безусловно, далеко не все хакеры, проникающие в чужие компьютеры и телефоны, в конце концов придут к вам домой с не самыми лучшими намерениями – большей частью таким людям нужны ваши пароли и доступы не для того, чтобы потом снять с вас скальп, а чтобы угнать с вашего счета кучу денег или тупо поприкалываться. Но закрыть глаза на этот «художественный перебор» не составляет труда – неуравновешенные маньяки были и будут всегда, и те возможности для сталкинга, которые им предоставляет современный мир, по-настоящему пугают.