Компания друзей выбирается из ночных болот значительно поредевшим составом – из семерых до суши дожили только пятеро, причем один из юношей ранен...
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Компания друзей выбирается из ночных болот значительно поредевшим составом – из семерых до суши дожили только пятеро, причем один из юношей ранен. Ребята находят укрытие в пустующем доме, после чего один из них отправляется в город за помощью, но на этом их злоключения не заканчиваются – в дом вламываются психопаты-убийцы с топорами, измазанные белой краской.
У «Мерзости» нет ни начала, ни конца – фильм начинается с того, что ребята, которых нам даже толком не представляют, уже измучены погоней, а заканчивается тем, что немногочисленные выжившие вновь возвращаются в болота, где их ждет что-то невероятно опасное. Дело в том, что режиссер, сценарист и продюсер Стив Уолш запланировал «Мерзость» трилогией, но снимать ее начал не с первой части, а со второй – в данный момент вовсю готовится приквел, который будет называться «Мерзость: Пир святого Патрика» (действие картины происходит вечером этого праздника).
Оригинальное решение? Весьма. По ходу просмотра, впрочем, этой не совсем оправданной оригинальности перестаешь удивляться – Уолш из тех авторов, кто ставит во главу угла выпендреж ради выпендрежа, но выпендривается он так увлеченно и так самозабвенно, что «Мерзость» как-то потихоньку переходит из категории «недорогая бэшка пересмотревшего ужастиков дебютанта» в почти что артхаусный проект с прицелом на культовый статус в будущем.
Вообще фильмы часто многое говорят о своих создателях, так вот по «Мерзости» можно писать биографию Уолша. Тридцатилетний киноман, огромный поклонник ужастиков Сэма Рейми и Уэса Крейвена (местность, в которой происходит действие, даже называется Уэст Крейвен, и по этому поводу герои «проходятся» фразой, что, мол, Уэст Крейвен сейчас уже не тот, что раньше), Уолш прекрасно понимает, за что любят классические хорроры восьмидесятых – «живой» грим (никакой компьютерной графики!), красивые полуобнаженные девушки, черный юмор, – и выкручивает ручки управления ими до предела. С гримом, правда, вышла небольшая промашка – микроскопический бюджет не позволил снять все ранения максимально подробно, зато искусственная кровь льется исправно, литрами, а юмора и девушек тут хватит на десяток иных ужастиков.
Чтобы вы лучше представляли себе, что вам предстоит увидеть, вспомните, к примеру, «Армию тьмы» Сэма Рейми – в ней полно остроумных фраз, разошедшихся на цитаты («Хороший, плохой… Главное – у кого ружье!»). Так вот, Уолш в «Мерзости» каждую реплику пишет так, чтобы в ней было либо забавное трехэтажное ругательство, либо шутка. И это не преувеличение. Каждую. Не важно, уместно ли это в контексте сюжета и сцены и вписывается ли это в образ персонажа (хотя какие тут еще образы персонажей?).
Так, выбравшись из болот и наткнувшись на дом, герои битых десять минут, состязаясь в остроумии, иронии и едком сарказме, обсуждают, стоит ли им вламываться внутрь или лучше посидеть здесь – ночью, в грязи, на холоде и без укрытия от потенциальных угроз. В разгар бегства от убийц персонажи останавливаются, чтобы обсудить «Принцессу-невесту» и вспомнить, как этот фильм помогал одному из них в колледже затаскивать красоток в постель. А через минуту после того, как одну из героинь размазывает по асфальту перевернувшаяся машина, ухажер погибшей шлепает другую девушку по заду, после чего между ними происходит такой вот диалог: «То, что твою подругу только что придавило машиной, не дает тебе права шлепать меня по заднице». – «Я только что спас ее и теперь могу шлепать ее столько, сколько захочу». – «Ненавижу, когда ты прав».
Вне контекста все это звучит дико, но когда погружаешься в этот непрерывный поток абсурдно-черных острот (к слову, местами по-настоящему смешных) на полтора часа, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что первоначальный скепсис куда-то улетучивается – ты просто плывешь по течению и получаешь от процесса такое необычайное удовольствие, которое не может подарить никакой лауреат «Оскара» за лучший фильм. Свою долю в это удовольствие вкладывает и саундтрек – как и полагается, эклектичный, неожиданный, «под Тарантино».
Не забыл Уолш и о том, что слэшер без полураздетых девушек – не слэшер, так что приготовьтесь к тому, что только за первые полфильма вас ждет аж четыре сцены, в которых юные красотки будут медленно раздеваться перед зеркалом. А еще «убийцы-альбиносы» первым делом будут срывать со своих жертв одежду, и Уолш забавно это обыгрывает. Еще в начале фильма один из героев восклицает, что все это жутко похоже на хоррор-фильм, и расписывает грядущую судьбу каждого из своих друзей, но кое в чем ошибается – самая «скромница», претендующая на статус «последней девушки», довольно быстро вылетит через окно абсолютно обнаженной.
Вообще, конечно, «Мерзость» – удивительное кино, сочетающее в себе какую-то инфантильную непосредственность взрослого дяденьки, дорвавшегося до камеры и оравы раскованных красоток (этакий Майкл Бэй, который в детстве не играл в солдатиков, а смотрел ужастики), и пробивную уверенность его автора в том, что он делает. Где-то Уолш до смешного подробно следует штампам (ну конечно же, первым делом, выбравшись из болот, девушке нужно принять душ!), а где-то их сознательно обыгрывает, добиваясь пусть не полной непредсказуемости, но, скажем так, весьма неожиданного развития событий. Правда, в режиссерской технике ему еще многому предстоит научиться – фильм то ускоряется, то тормозится, а некоторые сцены затянуты безо всякой на то нужды. Хочется надеяться, что приквел «Мерзости» будет в этом плане более выверенным, хотя в данном случае эти пожелания сродни просьбам добавлять в «биг-мак» менее жирный соус. Кто его знает, возможно, именно в этой сбивчивости фаната, взахлеб расписывающегося в любви к своему любимому жанру, и кроется секрет обаяния «Мерзости».